1. За рубежом: реальный мир
  2. Открытия ученых
Делфт, / ИА Красная Весна

В Нидерландах раскрыли секрет первых микроскопов

Отечественная микросхема 582ИК1 (аналог американской SBP0400) на основе которой в 1980-е годы была реализована БЦВМ «Бисер-4» системы управления орбитального корабля «Буран»

Основоположник микроскопии Антони ван Левенгук использовал достаточно простую технологию изготовления линз для своих микроскопов, что противоречит его словам о сложности этих приборов, выяснили исследователи Технологического университета Делфта, 14 мая пишет журнал Science Advances.

«Мы просветили одну из самых мощных линз из микроскопов Левенгука при помощи нейтронного томографа и выяснили, что основоположник микроскопии использовал популярную в то время методику изготовления линз, которую изобрел в 1665 году его британский конкурент Роберт Гук», — пишут исследователи.

Они отметили ироничность этого открытия, напомнив, что Гук всю жизнь безрезультатно пытался понять секрет работы микроскопа Левенгука.

Исследователи просветили линзы трехвековой давности из музея города Утрехта пучком нейтронов. Это позволило определить структуру поверхности линз и понять технологию изготовления.

Оказалось, Левенгук лгал о сложности своей методики полировки и отливки асферических линз, которую, по его словам, он отрабатывал десятилетиями.

Ученые отмечают, что нидерландский естествоиспытатель помещал стеклянный прут в огонь, заставляя тот частично расплавиться. На конце прута появлялась капля, обладающая идеальной кривизной.

Эту технологию он позаимствовал у одного из основоположников микробиологии Гука. Усовершенствование заключалось в том, что Левенгук нашел способ создания сферических линз диаметром 1,3 миллиметра.

Научный сотрудник Технологического университета Делфта Ламберт ван Эйк отмечает, что попытка скрыть технологию изготовления линз для микроскопов замедлила развитие науки, хотя и принесла Левенгуку немалую славу и деньги.

Напомним, историки науки полагают, что Левенгук стал первым, кто использовал полноценные микроскопы для биологических исследований, добившись стократного увеличения. Это позволило ему увидеть одноклеточные организмы, клетки крови и массу других открытий.

Более простые увеличительные приборы подобного типа появились за сотню лет до этого, а сам термин микроскоп относят к 1625 году.