Аналитик GPPi рассказал, что должен делать Шольц в Вашингтоне

Изображение: (CC BY-SA 3.0) AwOc
США и Германия
США и Германия

Как канцлер ФРГ Олаф Шольц может восстановить репутацию Германии в Вашингтоне, рассказал директор аналитического центра Global Public Policy Institute (GPPi) в Берлине Торстен Беннер в гостевой статье, опубликованной 6 февраля в немецком журнале Spiegel.

Если канцлер хочет сохранить ключевую роль Германии в Европе, во время своего визита в США он должен послать четкие сигналы, какие именно эксперт подробно описал. При этом отмечается, что со времен Ангелы Меркель Германия из «лучшего партнера США» превратилась в «ненадежного партнера» из-за своей политики в отношении России и Китая.

На прошлой неделе посол Германии в Вашингтоне Эмили Хабер с тревогой сообщила, что Германии угрожает огромный репутационный ущерб. Республиканцы регулярно говорят о том, что Германия «в постели с Путиным».

Утверждается, что публично администрация Байдена еще сдерживает резкую риторику по отношению к Германии, но между собой многие разделяют критику. Восточноевропейские партнеры Германии более прямолинейны. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс назвал позицию Германии в отношении Китая и России «аморальной и лицемерной».

«Теперь Шольц должен принять решительные контрмеры, чтобы восстановить доверие к Германии», — пишет Беннер, утверждая, что в Вашингтоне он может заложить для этого основу. По словам аналитика, Шольц должен четко обозначить санкции, увеличить вклад в оборону партнеров по НАТО и разработать амбициозную программу действий по отношению к Китаю.

Эксперт сообщает, что сам бундесканцлер предпочел бы сосредоточиться на обсуждении с президентом Байденом председательство Германии в G7 под руководством принципа «прогресс ради справедливого мира» и изучении возможностей для сотрудничества, например, в любимом проекте Шольца — международном климатическом клубе. Вместо этого основное внимание уделяется управлению кризисами в политике безопасности.

Отмечается, что Шольц в полной мере является приемником политического курса бывшего канцлера Ангелы Меркель. Как и Меркель он является трансатлантистом и сторонником НАТО. Меркель на протяжении многих лет поддерживала спорный газопровод «Северный поток — 2», и Шольц продолжает его поддерживать.

И в нынешнем конфликте с Россией Шольц занимает линию, которая преемственна с Меркель — то есть полностью поддерживает политику правительства США. Единственное исключение — отказ поставлять оружие на Украину.

При этом Шольц сразу заявил о высокой цене, которую Путину придется заплатить за вторжение в Украину. Однако долгое время Шольцу не хватало ясности в отношении санкций, поэтому у многих зарубежных критиков сложилось впечатление, что газопровод «Северный поток-2» оказался для нового канцлера важнее, чем защита европейского миропорядка.

Чтобы исправить это впечатление канцлеру ФРГ нужно еще раз решительно подчеркнуть, что Германия готова на все санкции (включая остановку «Северного потока — 2»). Кроме того, «Шольц должен со всей ясностью дистанцироваться от Герхарда Шрёдера в Вашингтоне», — добавляет аналитик GPPi.

Беннер поясняет, что лоббирование Шрёдером интересов российских государственных предприятий и безоговорочная защита политики Кремля наносит ущерб репутации не только СДПГ, но и Германии.

Шольц также может напомнить США, что и они являются одним из крупнейших импортеров российской нефти, а издержки от санкций партнеры должны между собой справедливо распределить.

Еще важнее, чтобы Шольц дал четкий сигнал о том, что на своем восточном фланге Германия будет делать дополнительные военные инвестиции для сдерживания Кремля и защиты союзников по НАТО.

«Текущий кризис в отношениях с Россией касается гораздо большего, чем Украины, о чем ясно свидетельствует всеобъемлющий список требований Кремля. Восточноевропейские партнеры по НАТО по понятным причинам чувствуют угрозу с его стороны. Берлин должен принять это во внимание», — аргументирует заявленное требование аналитик.

Беннер указывает на то, что сильная Европа на мировой арене, к чему стремится Шольц, не будет существовать, если восточноевропейские партнеры Германии будут чувствовать себя брошенными Берлином. А проект Шольца о «новой европейской остполитике» может сработать только в том случае, если Германия будет готова сделать дополнительные инвестиции в безопасность своих восточноевропейских партнеров.

Формула немецкого правительства «диалог и жесткость» в отношении России будет работать только в том случае, если Германия будет инвестировать в укрепление обороноспособности своих союзников по НАТО. В этой задаче Германия не может полагаться только на США.

В этом отношении 3000 дополнительных солдат, которых президент Байден направляет в Европу не должны вводить Германию в заблуждение. В среднесрочной перспективе США должны сократить свое присутствие в Европе, чтобы сосредоточиться на противостоянии «гегемонистским амбициям Пекина» в Индо-Тихоокеанском регионе. Отмечается, что это произойдет независимо от того вернется или нет Дональд Трамп к власти в 2024 году.

Таким образом Шольц должен также выступить в Вашингтоне с конкретными предложениями по трансатлантическому сотрудничеству в области китайской политики. В своей правительственной декларации Шольц заложил основу для этого.

Канцлер уже заявлял о необходимости привести китайскую политику Германии в соответствие с существующим в реальности Китаем и «конкурировать на глобальном уровне». При этом Шольц подчеркивал, что самый важный партнер Германии в этом деле — Соединенные Штаты.

Теперь бундесканцлеру предлагается воплотить свои заявления в жизнь конкретными предложениями о сотрудничестве в области зеленых технологий, редких земель, полупроводников или глобальной инфраструктуры — на основе европейской инициативы «Глобальные ворота».

Проект «Глобальные Ворота» создается для противостояния китайской инициативе «Один пояс, один путь».

По словам аналитика, Шольцу не мешало бы также искать солидарности с Вашингтоном против принудительных экономических мер Пекина. Канцлер должен сочетать это с указанием на то, что сотрудничество будет успешным, если США воздержатся от применения экономических санкций против демократических союзников.

В то же время Шольц должен дать понять в Вашингтоне, что мирная политика Германии помогает защитить статус-кво в Тайваньском проливе путем невоенного сдерживания Пекина.

«С такой четкой программой Шольц может не только развеять сомнения Вашингтона в надежности Германии как партнера по альянсу. Он также может дать понять, что проводит более амбициозную политику, чем его предшественница Меркель», — утверждает директор аналитического центра GPPi.