В Швеции могут появиться лицензированные попрошайки
За введение специального разрешения на «пассивный сбор денег» в общественных местах проголосовал Городской совет шведского города Эскильстуна, 14 июня пишет издание The Local.
Нормативный акт, если он вступит в силу, заставит желающих попрошайничать получить специальное разрешение в полиции. Председатель горсовета, Джимми Янссон, заявил, что данная мера имеет целью облегчить оказание помощи нуждающимся, в отличие от полного запрета просить милостыню. По его словам, это поможет людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, войти в контакт с благотворительными организациями, которые призваны найти решение вплоть до высылки «домой».
Нововведение может начать действовать в октябре, если его одобрит административный совет округа.
Напомним, вопрос о запрете или ограничении попрошайничества обсуждается в Швеции на разных уровнях последние несколько лет. Еще в 2015 году то же издание посвятило статью данной проблеме. Считается, что массовое попрошайничество вызвано наплывом цыган вследствие открытия границ в Евросоюзе, но авторы указывают и на иные причины — малую эффективность системы социальных пособий, реформу психиатрии 1995 года, когда были выпущены пациенты, подчас неспособные заботиться о себе и пополнившие ряды попрошаек.
Предложение о лицензировании попрошайничества — далеко не новая идея. Во многих средневековых странах Западной Европы профессиональные нищие должны были получать официальное разрешение на свой промысел. При избыточном же увеличении числа нищих к ним начинали применяться репрессивные методы борьбы. Так, в ряде европейских стран для нищих устраивали «работные дома», условия содержания в которых были далеко не благоприятными, мало отличающимися от тюремных.
В то же время необходимо сказать, что нищенство является признаком определенного общественного строя. При рабовладении нищих не было, потому что они очень быстро становились рабами. Феодализм и капитализм, наоборот, способствовали увеличению числа попрошаек. Мировые религии также работали на увеличение числа нищих, потому что подающий милостыню, по мнению отцов церкви, априори делает богоугодное дело. Но в наше время всеобщей секуляризации этот фактор имеет опосредованное значение, однако не совсем исключен из мотивов тех, кто подает.
СССР начал бороться с нищенством с первых лет своего существования, однако объективные трудности не способствовали быстрому исчезновению этого явления. Но примерно с 60-х до 90-х годов в стране нищих как массового явления не было. Вновь появилось профессиональное и непрофессиональное нищенство в России вместе с новым общественным строем — капитализмом.