В Японии снова озаботились гендерным равенством. Теперь в Банке

Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна
Молодые японки в кимоно, Токио, Япония 07.11.2016
Молодые японки в кимоно, Токио, Япония 07.11.2016

«Удар по гендерному равенству в Японии» нанесли выборы главы Банка Японии, кандидатами в которых были только мужчины, сообщает 14 февраля англоязычная японская газета The Japan Today.

Выдвижение кандидатов-мужчин по мнению авторов японского издания «в очередной раз подчеркивает препятствия, с которыми сталкиваются женщины при достижении руководящих должностей в стране, занимающей самое низкое место по гендерному равенству среди стран с развитой экономикой». Премьер-министр Фумио Кисида намерен выдвинуть 71-летнего ученого-экономиста Кадзуо Уэду на пост главы Банка Японии во вторник, а Редзо Химино и Синъити Утиду — его заместителями, сообщили Reuters осведомленные чиновники.

За 140-летнюю историю центрального банка Японии ни одна женщина не занимала ни одного из высших постов, хотя несколько женщин рассматривались как претенденты на должности заместителей.

«Это проблема, которую нелегко решить», — сказала Момоко Нодзе, известная активистка кампании за гендерное равенство в Японии. «Банк Японии даже сейчас, начиная с низов, состоит в основном из мужчин… Разнообразия нет».

Согласно прошлогоднему отчету Официального форума монетарных и финансовых институтов, Банк Японии занял 142-е место из 185 центральных банков по гендерному равенству. Около 11% опрошенных центральных банков возглавляли женщины, что является рекордно высоким показателем, в то время как у 37% женщины были заместителями управляющих.

Центральный банк Японии пообещал улучшить гендерное разнообразие, пообещав два года назад увеличить долю женщин-менеджеров с 6% до 10% к 2023 году посредством поддержки карьеры и обучения. Этот показатель намного ниже показателя Европейского центрального банка, где женщины занимают 30% руководящих должностей.

Банк Японии не сразу ответил на вопросы о своих усилиях по продвижению женщин.

В прошлогоднем ежегодном обзоре Банка Японии не был указан прогресс в достижении цели гендерного разнообразия, но говорилось, что Банк Японии «активно набирал женщин» в финансовом году, при этом женщины составляли более 30% новобранцев, претендующих на должности директора, главного менеджера и выше.

Проблема гораздо серьезнее, чем центральный банк. В кабинете Кисиды, состоящем из 20 человек, всего две женщины.

В Кабинете министров заявили, что у них нет конкретного плана по увеличению числа женщин-министров, но что они работают над увеличением числа женщин-кандидатов на парламентских выборах до 35% к концу 2025 года.

Синдзо Абэ, давний предшественник Кисиды, рекламировал «женомику», обещая превратить Японию в страну, где «женщины могут блистать». Но его правительство отложило с 2020 по 2030 год свою цель по увеличению доли женщин на руководящих должностях до 30%.

В Японии было две женщины-министра иностранных дел, но ни одна из них не была премьер-министром или министром финансов. В Токио в 2016 году впервые была избрана женщина-мэр.

Согласно данным, собранным Международной организацией труда, женщины составляют всего 15% высокопоставленных чиновников и менеджеров государственного и частного секторов Японии.

Япония заняла 116-е место из 146 стран по гендерному равенству в глобальном отчете Всемирного экономического форума за прошлый год, что является самым низким из всех стран в списке стран с развитой экономикой Международного валютного фонда.

Некоторые были приятно удивлены тем, что три женщины — глава аналитического центра Юри Окина, исполнительный директор Банка Японии Токико Симидзу и бывший член правления Банка Японии Саюри Сираи — в последние недели были выдвинуты на должность заместителя Банка Японии.

Присутствие женщин на видных должностях, представляющих общественный интерес, помогло бы справиться с «сохраняющейся гендерной дискриминацией» в Японии, сказал Кадзуо Ямагути, профессор социологии Чикагского университета.

Но Нодзе, участник кампании, говорит, что запланированные назначения Банка Японии — это всего лишь еще один пример медленных темпов изменений в консервативном, патриархальном обществе.