В США изучили влияние ГМО-маркировки на выбор покупателей

Изображение: Цитата из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!» 1983 год. Реж. Роберт Саакянц.
ГМ-продукты
ГМ-продукты

Группа исследователей в США провела четыре исследования, чтобы лучше понять, как политика маркировки генетически модифицированных организмов (ГМО) влияет на выбор потребителей. Об этом 24 января пишет издание Food Ingredients First.

Результаты указывают, что цвет этикетки является огромным фактором, побуждающим или отталкивающим потребителей от покупки продукта.

«Наши результаты дают четкое представление о том, как маркировка ГМО, которую внедряют политики, влияет на выбор потребителей. Любая форма маркировки ГМО имеет значительные внешние эффекты», — заявляют исследователи.

Они отмечают, что маркировка ГМО снижает спрос на ГМО-продукты, добавляя при этом, что сигнал, содержащийся на этикетке ГМО, например, зеленый логотип — может рассматриваться как одобрение, а желтый — влияет на выбор покупателей как предостерегающий сигнал.

Даже нейтральная этикетка ГМО может заставить потребителей сосредоточиться на негативных аспектах ГМО, уделять меньше внимания информации о ценах и с большей неохотой совершать покупки в данной категории товаров.

В отличие от положительного «биоинженерного» логотипа, принятого в США, этикетка в Бразилии представляет собой желтый треугольник, напоминающий знак предостережения. Поэтому исследователи отмечают, что внешние эффекты маркировки ГМО, отмеченные в этом исследовании, будут больше в Бразилии.

Производители GM неизбежно теряют долю рынка, когда вводится маркировка. Они сталкиваются как с уменьшением доли бренда, так и со снижением спроса на категорию.

Поскольку обязательная маркировка делает потребителей менее чувствительными к ценам, производители ГМО-продуктов питания могут попытаться компенсировать свои потери от продаж, рассматривая рекламные акции, отличные от снижения цен.

Американские исследователи из бизнес-школы Neoma, Университета Конкордии и Университета Висконсин-Мэдисон опубликовали свои результаты в журнале Journal of Marketing.

Исследование, озаглавленное «Политика маркировки ГМО и выбор потребителей», авторы: Янджу Ким, Суна Ким и Нирадж Арора.

ГМО-продукты широко распространены во всем мире, но они также являются спорными и подлежат надзору со стороны регулирующих органов. Например, в США все ГМО-продукты должны будут к 2022 году иметь маркировку «Биоинженерные», что является политическим решением, которое активно обсуждается.

Большинство ученых утверждают, что ГМО в пищевых продуктах безопасны для потребления человеком и предлагают социальные преимущества, такие как повышенное содержание питательных веществ. Напротив, многие потребители в целом негативно относятся к ГМО. Эти противоречивые взгляды создают фундаментальную напряженность для политиков в вопросе о том, как следует маркировать ГМО-продукты.

Исследователи считают, что готовность потребителей платить за продукты, не содержащие ГМО, критически зависит в значительной степени от методов и политики маркировки.

Эффект сокращения доли рынка сильнее при обязательной маркировке, чем когда ставится маркировка отсутствия, подчеркивают исследователи.

Обязательная маркировка о наличии ГМО, усиливает озабоченность потребителей по поводу ГМО, побуждает их уделять больше внимания информации о ГМО.

Формат этикетки с ГМО оказывает большее влияние на потребителей, которые не имеют четкого мнения о ГМО, предполагая, что предпочтение ГМО-продуктов является очень гибким для большого сегмента потребителей, подчеркивают исследователи.

Исследователи обнаружили, что готовность потребителей платить за продукты, не содержащие ГМО, критически зависит в значительной степени от политических маркирования и этикеток, которые принимают политики.

Потребители проявляют более высокую готовность платить за продукты, не содержащие ГМО, в обязательном (по сравнению с добровольным) режиме, и когда принятая маркировка ГМО сигнализирует о менее позитивном имидже. В ходе исследований как добровольные, так и обязательные режимы маркировки создают стимулы для компаний добавлять в свой ассортимент продукты, не содержащие ГМО, по премиальным ценам.

Комментарий редакции

Споры вокруг ГМО кипят много лет. Вред или польза ГМ-продуктов для человека не доказаны.

Точно известно, что продавцы получают хорошую выгоду от торговли ГМ-семенами или ГМ-животными, например, цыплятами или поросятами. Приобретя семена ГМ-растения, фермеры спешат приобрести агрохимию. Ведь это растение модифицировано для выживания при обработке пестицидами. Вот тут и проявляется вред ГМО. Мрут пчелы, птицы, разные ящерицы и насекомые.

А если растение в результате модификации стало несъедобным, например, для бабочки совки или огнёвки, то возникают сомнения в полезности таких растений для людей. Производители утверждают, что вреда нет. Контролирующие органы подтверждают. При этом производители ГМО столь мощны, что нельзя исключать их влияния на государственные решения.