Если мы не остановим «китайскую мечту», Тяньаньмэнь придет к нам всем — США

Изображение: (сс) Джефф Уайднер
«Одинокий бунтарь», сдерживающий продвижение колонны танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.
«Одинокий бунтарь», сдерживающий продвижение колонны танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.

Распространить свое видение событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь на ранее «свободные» территории, такие как Гонконг, стремится руководство Китая, 4 июня утверждается в статье американского правоцентристского ресурса PJ Media.

По мнению автора статьи, чтобы понять, какое будущее уготовила Коммунистическая партия Китая (КПК) «для всех нас», нужно просто понаблюдать за «мрачным преображением» парка Виктория в Гонконге.

В этом некогда красивом месте, расположенном недалеко от гавани, на протяжении более чем 30 лет гонконгцы собираются и зажигают свечи в память о мужестве и мечтах о свободе, вдохновивших восстание на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. А также жертвах «бойни», которую китайские коммунисты учинили в самом сердце Пекина.

Начиная с 1989 года власти Китая приложили все возможные усилия для того, чтобы «стереть правду» о событиях на площади Тяньаньмэнь с территории материкового Китая, пишет PJ Media.

В этом году, продолжает автор статьи, одно из «государственных пропагандистских изданий Китая» Global Times охарактеризовало «инцидент» 1989 года как «прививку китайскому народу», «политическую вакцину, помогающую обрести иммунитет от серьезного заблуждения». Однако в статье Global Times не упоминается о грандиозном «аппарате слежки, диктата, цензуры, тюремных заключений и других ограничений и наказаний, при помощи которых КПК продолжает ограждать 1,4 миллиарда жителей Китая от „вводящих в заблуждение“ действий, дающих возможность свободно говорить, выбирать свое руководство и пути развития», возмущаются в PJ Media.«Гротескное переписывание истории Пекином» является частью обширной пропагандистской кампании КПК, направленной на то, чтобы народ Китая не пытался повторить демократическое движение 1989 года, «которое было, по правде говоря, звездным часом Китайской Народной Республики».

«Но в Гонконге всё еще помнят…», продолжает PJ Media. Год за годом десятки тысяч людей приходили со свечами (а в последнее время и с фонариками мобильных телефонов) в парк Виктория, превращая его в «поле света». Данное событие являлось, по оценке американского издания, одним из самых ярких моментов в жизни Гонконга — единственной территории под красным флагом Китая, где люди могли свободно почтить память о случившемся в 1989 году на площади Тяньаньмэнь.

Однако в последние годы Китай грубо нарушает данное им в 1997 году обещание свободы для жителей Гонконга, считает источник. Рассказывается, что в прошлом году на пикетирование в парке Виктория был наложен официальный запрет, «но свободолюбивые жители Гонконга подчиняются не сразу, и многие все равно туда приехали». Некоторых арестовали, а видный защитник демократии Джошуа Вонг за участие в акции был приговорен к 10 месяцам тюрьмы.

В этом году, 4 июня китайские власти просто напросто закрыли парк, угрожая годами тюрьмы любому, кто попытается в него попасть, не говоря уже о том, чтобы зажечь свечи. На фотографиях, пишет PJ Media, можно наблюдать опустевший парк, окруженный металлической оградой и рядами полицейских, некоторые из которых держат знак: «Предупреждение полиции: вы нарушаете закон. Вас могут привлечь к ответственности».

Однако это не помешало некоторым гонконгцам подойти к периметру «запретного» парка и поднять включенные сотовые телефоны. Некоторые шли по улицам с цветами или зажженными свечами — они «сильно рисковали», производились задержания. Многие из ведущих «защитников демократии», которые приходили на эти пикеты в прошлые годы, сейчас находятся в тюрьме, в том числе Джимми Лай, которого PJ Media называет всемирно известным гонконгским газетным издателем и борцом за свободу.

Почему Си и его «приспешники» идут на все, чтобы не дать людям зажечь свечи в парке Гонконга, возмущается американское издание? Чтобы ответить на этот вопрос, оно «протягивает нить» длиной в 32 года — почти половину жизни — от событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году до сегодняшнего дня в парке Виктория.

Автор статьи пишет в связи с этим: «Я была свидетелем репрессивного подавления восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также героических выступлений в защиту демократии в Гонконге в 2019 году, и могу заверить вас, что, несмотря на все различия в обстановке и тактике, в методах Пекина есть некое „грубое“ постоянство. Трагедия на площади Тяньаньмэнь не ограничилась убийством мирных демонстрантов, хотя резня, которую коммунисты Китая устроили в отношении собственного народа, была настолько отвратительной, что потрясла весь мир». Благодаря храбрости протестующих, в особенности одинокого китайца, противостоящего целой колонне танков, они остановились, полагает американское издание. Но в целом танки и вся чудовищная машина коммунистического режима Пекина продолжают действовать, сокрушается автор статьи. «Общим результатом этого стало дальнейшее укрепление в Китае одного из самых репрессивных режимов в мире и удушение мощного внутреннего движения за демократию, свободу слова, подотчетное правительство, за свободу», — пишет PJ Media.

Сегодня Китай стремится к тем же целям и в Гонконге, где еще существует зрелое свободное общество и где звучат одни из самых красноречивых в мире голосов за свободу (многие из тех, кому принадлежат эти голоса, сейчас находятся в тюрьме или в изгнании), негодует PJ Media. Сегодня танков на улицах не наблюдается, но современная тактика Китая более продумана, более приспособлена к уничтожению свободного общества при сохранении таких «прибыльных удобств», как, например, банковская система.

По словам Си Цзиньпина и КПК, все это служит обеспечению стабильности и порядка. Global Times назвала это «социалистическим путем с китайскими особенностями», который позволил Китаю добиться «значительного прогресса, удивившего мир». О чем не упоминают Global Times, так это о том, что вполне возможно — и это можно наблюдать воочию — добиться значительного прогресса гораздо лучшими системами, при гораздо лучшем правлении и — «не жертвуя свободой», подчеркивает PJ Media. Еще в 1980-х годах, когда Китай только начинал освобождаться от нищеты и предсмертных агоний коммунизма Мао, такие места, как Гонконг, Тайвань и Южная Корея демонстрировали нам «азиатское чудо», сочетая свободу с процветанием. Это были подвиги гораздо более выдающиеся и достойные подражания, нежели те, которые демонстрирует искаженная и бесчеловечная система Китая, полагает автор статьи. «Да, у вас может быть и богатство, и свобода — это то, что лежит в основе современного развитого мира», — утверждает она.

Но в Китае во главе с Си Цзиньпинем не может быть ни того, ни другого. Чтобы Коммунистическая партия сохраняла свой контроль, богатство и власть небходимо постоянно купировать «вводящие в заблуждение» порывы к свободе, демократическому выбору и личному достоинству — поскольку всё это для партии является оскорблением и угрозой, независимо от того, где оно возникает, дома или за границей, пишет PJ Media.

Китайские власти уже превратили Тяньаньмэнь из места сосредоточения демократических надежд в тщательно охраняемую выставочную площадку, где китайские коммунисты могут «развлекать высокопоставленных гостей» и выставлять напоказ танки и ракеты, с помощью которых они планируют распространить свою систему на весь мир — нравится вам это или нет, сокрушается автор статьи.

Теперь — подытоживает она — мы видим, как 4 июня 2021 года Китай превратил и гонконгский парк Виктория из места, где люди имели возможность почитать свободу и тех, кто за нее умер, в «пустое отражение нигилистической мечты Си о Великом Китае», огороженное полицией и закрытое для человечества. Следующим, скорее всего, станет Тайвань, и если мы не остановим «китайскую мечту» КПК, она придет ко всем нам, предостерегает PJ Media.

Напомним, события на площади Тяньаньмээнь 1989 года, также известные как «события 4 июня» в Китае и «бойня на площади Тяньаньмэнь» на Западе, — серия акций протеста на площади Тяньаньмэнь в Пекине, продолжавшихся с 15 апреля по 4 июня 1989 года, главными участниками которых были студенты. Ранним утром 4 июня по решению политического руководства страны выступления были подавлены Народно-освободительной армией Китая с применением огнестрельного оружия и бронетехники.