«Предупреждение Эквадора Трампу» — в Эквадоре оценили итоги референдума

Результаты ноябрьского референдума в Эквадоре показывают, что граждане Эквадора не разделяют политику президента Эквадора Даниэля Нобоа и президента США Дональда Трампа, заявил обозреватель Project Syndicate Гийом Лонг в публикации от 4 декабря на сайте издания.
Гийом Лонг — бывший министр иностранных дел Эквадора, является старшим политическим аналитиком в Центре экономических и политических исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. По его мнению, отклонив все четыре законопроекта на референдуме, эквадорские избиратели показали, что милитаризация бедных районов и приглашение американских войск не являются способом разрешения кризиса безопасности в Эквадоре.
По мнению обозревателя, в то время как администрация президента США Дональда Трампа утверждает, что ее агрессивные удары по судам, предположительно перевозящим наркотики в Карибском море, жизненно важны для региональной безопасности, эксперты обвиняют министра обороны США Пита Хегсета в военных преступлениях. Однако милитаризованная «война с наркотиками» Трампа и логика, лежащая в ее основе, недавно столкнулись с еще одной, менее заметной критикой — на этот раз из Эквадора.
Референдум 16 ноября, инициированный правым президентом Даниэлем Нобоа, поставил перед эквадорскими избирателями четыре вопроса. Два из них — о сокращении численности парламента страны и о сокращении государственного финансирования политических партий — были демагогическими призывами к населению, с недоверием относящемуся к политикам. Однако избиратели решительно отвергли обе меры (53,7% и 58,3% голосов соответственно).
Другим вопросом, вынесенным на голосование, была отмена конституционного запрета на создание иностранных военных баз. Если бы это предложение было принято, это открыло бы возможность для США, которые были вынуждены закрыть свою авиабазу Манта в 2009 году, восстановить постоянную базу в стране в рамках более масштабного наращивания военной мощи в Латинской Америке и Карибском бассейне. Однако более 60% избирателей проголосовали против.
Последнее предложение было самым смелым: Нобоа хотел создать Учредительное собрание для разработки новой конституции. Правые политические силы Эквадора, начиная с нынешнего правительства, не приемлют нынешний «прогрессивный» документ, который гарантирует основные права человека, такие как доступ к здравоохранению и государственному образованию, признает «права природы» и обеспечивает Конституционному суду эффективный контроль над исполнительной властью.
Подобные положения препятствовали достижению многих консервативных целей, таких как приватизация государственных услуг и природных ресурсов и пр. И эквадорцев это, по-видимому, устраивает: почти 62% отклонили это предложение.
Нобоа и его союзники сделали всё возможное, чтобы склонить на свою сторону избирателей. Расходы на кампанию «за» значительно превысили расходы оппозиции; крупнейшей оппозиционной партии «Гражданской революции», было запрещено проводить агитацию по вопросам, связанным с военными базами и государственным финансированием политических партий. Более того, государственные учреждения вели агитацию в поддержку референдума, а правительство Нобоа завлекало избирателей денежными переводами, субсидиями и первоначальными бонусами. Но даже эта тактика не смогла обеспечить желаемый Нобоа результат.
Обозреватель отметил, что эквадорцы также не поверили в упрощенную версию о том, что постоянное военное присутствие США в их стране поможет положить конец бандитизму. Они уже слышали эту историю. Последние три президентские администрации Эквадора во главе с Ленином Морено, Гильермо Лассо и Нобоа — углубили сотрудничество с США в сфере безопасности, которое, как предполагалось, должно было поддержать борьбу Эквадора с наркокартелями.
С этой целью в 2023 году Лассо подписал два Соглашения о статусе сил, которые предусматривают непостоянное военное присутствие США на территории Эквадора и предоставляют американским военнослужащим полный иммунитет от судебного преследования. В последнее время Эквадор также обратился за поддержкой к Израилю и Объединенным Арабским Эмиратам в этой борьбе. Однако ситуация с безопасностью только ухудшается. Уровень убийств вырос с 5,8 на 100 000 жителей в 2017 году — последнем году президентства Корреа — до 14 в 2021 году, 45,7 в 2023 году и прогнозируемых 52 в этом году, что выводит Эквадор на первое место в мире по числу убийств.
Эту тенденцию объясняют два фактора. Во-первых, торговцы колумбийскими наркотиками изменили свои маршруты, что привело к конкуренции между бандами за контроль над эквадорскими портами. Во-вторых, в обмен на помощь Международного валютного фонда правительство Эквадора приняло радикальные меры жесткой экономии, которые серьезно ослабили государственный аппарат. Правительство Морено закрыло целые министерства (включая Министерство координации безопасности, Министерство внутренних дел и Министерство юстиции) и прекратило финансирование пенитенциарной системы, которая стала центром деятельности наркокартелей. Тем временем резко возросли уровень бедности и неравенства.
Избиратели Эквадора отчасти проголосовали за Нобоа на референдуме 2024 года, когда они одобрили девять предложенных им мер безопасности, включая экстрадицию эквадорцев в третьи страны и милитаризацию правоохранительных органов.
Однако Нобоа не добился прогресса в вопросах безопасности. Тактика «влияния», которая когда-то позиционировала его как динамичного, неординарного кандидата, способного добиться реальных перемен, например, его насмешки над оппозицией в социальных сетях, теперь кажется ребячеством и жестокостью. А его открытая демонстрация богатства, например, приезд на голосование в ярко-синем Porsche, выглядит оторванной от реальности.
На недавнем референдуме эквадорцы ясно дали понять, что не впечатлены. Они также продемонстрировали понимание, которого, похоже, не разделяют ни Нобоа, ни Трамп. Кризис безопасности не будет решен милитаризацией бедных районов или расширением военного присутствия США. Его, конечно же, не разрешит изменение конституции. Преступность можно победить только одним способом: созданием надежных, авторитетных, суверенных институтов, обладающих полномочиями, ресурсами и возможностями не только для борьбы с организованной преступностью, но и для сокращения бедности, решения проблемы неравенства и снижения безработицы среди молодежи.
Это послание эквадорцев Нобоа. Администрации Трампа также стоит его услышать, считает обозреватель.