Археологи: в Древнем Китае собак использовали в погребальных ритуалах

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Собака
Собака
Собака

Собаки в Древнем Китае широко использовались в погребальных ритуалах, а также иногда и в других обрядах, установили ученые из Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, 4 июля сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».

Проведенное новосибирскими археологами исследование доказывает важную роль, которую это животное играло в мифологической картине мира носителей различных культур, существовавших в древности на территории современного Китая.

Статья, посвященная результатам данного исследования, — «Ритуальное использование собак в неолитических культурах Китая», была опубликована в коллективной международной монографии Dogs, Past and Present: An Interdisciplinary Perspective («Собаки, прошлое и настоящее. Междисциплинарная перспектива»), выпущенной издательством Archaeopress.

В ходе своего исследования роли собаки для людей неолита и бронзового века, проживавших на территории нынешнего Китая, археологи изучили отчеты китайских археологов, а также обратились к мифам и фольклору народов Китая.

И хотя нельзя знать наверняка, как использовались собаки в хозяйственной деятельности предков китайцев, точно установлено, что их употребляли в пищу, поскольку археологами обнаружены следы от разделывания туш на найденных при раскопках костях собак.

Также существует предположение, что в те времена уже существовали охотничьи собаки, собаки-пастухи и собаки-охранники. Косвенно об этом свидетельствуют наскальные изображения собак в сценах охоты и выпаса скота и упоминания в фольклоре о пахоте на собаках.

Использование этих животных в обрядах и ритуалах археологами было изучено хорошо, поскольку были найдены многочисленные доказательства этого: захоронения собак в могилах людей были обнаружены практически на территории всего современного Китая.

Ученые предполагают, что эти животные были принесены в жертву, так как жители Древнего Китая считали собаку проводником между миром мертвых и миром живых, а также символом верности и защиты, посредником между различными сферами существования и связующим звеном с явлениями потустороннего мира.

Научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Мария Кудинова пояснила:

«В картине мира древних собака — это животное, но при этом животное, включенное в человеческую жизнь, которое следует за коллективом людей и вместе с ними противостоит миру природы».

Поэтому захоронения собак вместе с их хозяевами могли основываться на представлениях людей того времени об этом животном и как о друге и защитнике, и как о существе, связанном с загробным миром.

Похожие ритуалы и соответствующие мифологические представления существовали у кочевых соседей древних китайцев — усуней, ухуаней и сяньбэй, и у тогдашних жителей Южной Сибири.

Со временем погребальный обряд эволюционировал, и в более поздние эпохи в могилу вместо настоящих животных стали помещать их глиняные копии, считая, вероятно, что в загробном мире они станут настоящими животными.

Отчеты китайских археологов, на которые опирались ученые ИАЭТ СО РАН, представляют собой результаты систематических раскопок, проводившихся с начала 1920-х годов, однако лишь относительно недавно началось изучение ритуального значения собаки в древних культурах.

«Китайские археологи находят захороненные костные остатки собак во время своих систематических полевых исследований, описывают, определяют их и издают информацию в виде отчетов. Мы работаем с уже опубликованными материалами»,  — отметила Мария Кудинова.

Исследователи отмечают, что представления о собаке — магическом защитнике — сохраняются и в современном Китае. Так, на юге современного Китая — в Гуандуне и Гуанси, до сих пор сохраняется традиция устанавливать каменные скульптуры собак, и увидеть такую является добрым знаком, так как они считаются охранителями от злых сил. Поэтому их устанавливают в самых важных местах, таких как перекрестки дорог, кладбища, у входов в храмы.