1. Культурная война
  2. Опера и балет
Париж, / ИА Красная Весна

«Болеро» Мориса Равеля осталось доступным для свободного использования

Эдгар Дега. Балет. 1891
Эдгар Дега. Балет. 1891
Эдгар Дега. Балет. 1891

Уловка наследников французского композитора и дирижера Мориса Равеля продлить частное владение оркестровой пьесой «Болеро» не удалась, заявил суд Нантера, 28 июня передает TF1 Info.

Это знаменитое произведение французского композитора, заказанное русской танцовщицей Идой Рубинштейн, до сегодняшнего дня было в центре судебного разбирательства. Правопреемники Мориса Равеля и Александра Бенуа, русского художника-декоратора, хотели, чтобы последний был признан соавтором произведения обществом авторов, композиторов и музыкальных издателей (Sacem).

Суд, состоявшийся в пригороде Парижа Нантере, отклонил их требование. Таким образом 28 июня справедливость восторжествовала: Морис Равель — единственный и неповторимый композитор. Одно из самых популярных музыкальных произведений в мире останется в общественном достоянии, как и раньше с 1 мая 2016 года.

Если бы Sacem, которое контролирует и отвечает за соблюдение авторских прав во Франции, признало Александра Бенуа, умершего в 1960 году, соавтором «Болеро», то произведение было бы защищено авторскими правами до 1 мая 2039 года. Суд отклонил это предположение.

«Представленные материалы не подтверждают соавторство Бенуа», — заявили в суде.

Этим постановлением также был отклонен тезис другой заявительницы, представившей в качестве соавтора музыкального произведения, хореографа и балерину Брониславу Нижинскую. Суд установил, что артистка никогда не фигурировала в документации «Болеро» в качестве соавтора.

«Суд, по сути, постановил, что у Sacem было право сопротивляться уловке наследников Равеля, направленной на искусственное и сверх разумного продление их авторских на „Болеро“», — заявила Жозе-Анн Беназераф, адвокат компании.

Наследница Мориса Равеля Эвелин Пен де Кастель была приговорена к выплате Sacem символической суммы в евро «в качестве компенсации за ущерб, причиненный в результате злоупотребления моральными авторскими правами», говорится в постановлении суда.

Напомним, во Франции авторские права на музыкальное произведение действуют в течение всей жизни его автора, а затем в течение последующих семидесяти лет. Затем оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться.

«Болеро» находилось под защитой в течение семидесяти восьми лет и четырех месяцев, поскольку закон предусматривает продление, направленное на компенсацию упущенной выгоды французских авторов во время двух мировых войн, в результате чего защита авторских прав была продлена до 1 мая 2016 года.