National Interest назвал основных врагов Пентагона. И это не Россия с КНР
Попытка угнаться за футуристическими военными разработками, на появление которых потребуются годы, а также вмешательство политических интересов в процесс оснащения армии США оказываются серьезным препятствием для обеспечения военного превосходства страны, пишет Сэмюэл Арлингтон Пейдж в опубликованной 29 марта статье для The National Interest.
Прежде всего автор отмечает определенные несоответствия между тем, как военное командование США оценивает положение дел вокруг американской армии. С одной стороны, признается, что страна «является наиболее технологически продвинутой военной силой на планете», с другой, постоянно говорится, что Пентагону «нужно модернизировать оборонный потенциал, чтобы не отставать от надвигающихся угроз». Столь разные оценки состояние вооруженных сил США можно услышать в зависимости от того, на какой брифинг прийти. И все это на фоне постоянных сообщений СМИ о том, что Вашингтон тратит на оборону больше любого другого государства на планете.
Источник этого Пейдж призывает искать в том, как именно в США происходит одобрение военного бюджета. Так, ежегодно представители различных подразделений армии США подают список необходимого им министру оборону. Эти запросы затем поступают президенту США, который, не будучи человеком военным, вынужден полагаться на мнение чинов вооруженных сил. Окончательный проект бюджета в январе каждого года поступает от президента в конгресс.
Уже в законодательном органе решается вопрос о том, что американские могут закупить, а что — нет. По итогам их работы составляется Закон о национальной обороне (National Defense Authorization Act). Такая система определения того, что вооруженным силам США нужно, страдает двумя недостатками, уверен автор.
Во-первых, тот или иной конгрессмен может отдать предпочтение определенным военным закупкам с тем, что обеспечить благосостояние своих избирателей. Такое уже было: сенатор от штата Мэн Сьюзен Коллинз добилась постройки третьего эсминца класса Zumwalt, тем самым спасая от закрытия расположенную в ее штате верфь Bath Iron Works. При этом вооруженным силам США этот корабль нужен не был. Во-вторых, после того как решение о военных закупках было принято, изменить его — задача практически невозможная.
«Что, если командование того или иного рода войск поймет, что оно нуждается в других видах вооружения из-за новой угрозы?» — указывает автор.
«Их ждет сложнейшая задача, заключающаяся в том, чтобы убедить Конгресс в необходимости изменить стратегию закупок в самый разгар исполнения бюджета», — подчеркивает Пейдж.
Кроме того, американские военные склонны наделять иностранные — российские и китайские — ракеты «абсолютной надежностью и идеальной точностью», при этом отказывая в том же собственно американским разработкам. Из-за этой склонности американское военное командование начинает добиваться создания таких футуристических военных разработок, которые бы не только могли быть ответом на существующие иностранные аналоги, но и намного превосходили их.
Соглашая с тем, что поиск нового оружия будущего важен, автор тем не менее указывает, что из-за того, что этим разработкам уделяется подавляющее внимание, американские военные могут оказаться неготовыми к современной им войне.
Так, на сегодняшний день почти седьмая часть от военного бюджета США на 2021 год будет направлена на разработку передовых видов вооружения. Такие виды оружия, например, лазеры и защитные щиты, хороши в теории, но для их внедрения в жизнь нет достаточно хорошо разработанных технологий.
Нельзя забывать и о том, что у отдельных родов американской армии существуют свои любимые детища. У ВВС это, например, так ни разу пока и не взлетевший бомбардировщик-невидимка B-21, обладающий — в концепции — ни с чем не сравнимыми показателями. У сухопутных сил эта идея фикс — робот, способный заменить солдат на поле боя.
«Я не считаю, что эти программы нужно закрывать, но они не должны быть приоритетом для государства. Эти программы следует отодвинуть на „задний план“, пока технологии не смогут обеспечить необходимые параметры», — отмечает Пейдж.
Тем не менее автор призывает «держать гиен на расстоянии» — не идти на сокращение численности вооруженных сил страны и при этом развивать новейшие виды вооружения, но как «запасной» вариант.
«На мгновение давайте отложим в сторону нынешнюю технологическую революцию. Главные системы вооружений в арсенале США надежны и проверены в бою, отказывать от них не стоит», — указывает автор.
«Конечно, их нужно будет модернизировать, чтобы они могли идти в ногу с технологическим развитием, но они в значительной степени превосходят оружие большинства стран», — подчеркнул он.
Пейдж уверен, что от современного американского оружия отказать в погоне за новыми футуристическими разработками, на появление которых уйдут годы. Более того, новейшие образцы крайне дороги, из-за чего Пентагон способен закупить лишь малое их число. В результате он отстает от своих противников по числу систем.
В качестве выхода из ситуации автор предлагает пойти на ряд изменений, в том числе изменить процесс финансирования военных закупок. В рамках этих изменений президент США должен выступить с рядом предложений, среди которых сокращение выделяемых на футуристические разработки средств, закупка проверенных временем самолетов и кораблей, а также их модернизация.
Напомним, в Счетной палате США заявили о том, что в работе системы поддержки работоспособности и диагностики истребителя пятого поколения F-35 обнаружены серьезные недостатки. Счетная палата представила Конгрессу доклад, в котором призвала военное ведомство разработать стратегию модернизации системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП) ALIS (Autonomic Logistics Information System) истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. В докладе говорится, что пользователи системы заявляют о несовершенстве как технического оборудования системы, так и ее программного обеспечения.