Литовский писатель: у нас есть будущее — вся Литва разъезжается

Изображение: Никита Кузьмин© ИА Красная Весна
Диалоги.Наши.Рута Ванагайте — Сергей Пархоменко
Диалоги.Наши.Рута Ванагайте — Сергей Пархоменко

Каждый день один самолет, наполненный молодыми людьми из Литвы, улетает на Запад, заявила литовский писатель Рута Ванагайте 15 октября на мероприятии «Диалоги Открытой библиотеки» в Санкт-Петербурге, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В ответ на вопрос ведущего о том, что без всенародного покаяния у нации нет будущего, Рута Ванагайте сказала, что «у нас есть будущее, у нас вся Литва разъезжается. У нас те дома, которые мы взяли у евреев, когда мы их убили, теперь эти дома пустуют. Каждый день один самолет вылетает из Литвы полный: двести человек молодых туда, на Запад. Единственный способ сохранить Литву, если бы Путин следовал книгам, таким как моя. Оккупировал Литву и закрыл границы, и у нас все бы остались на месте. А так Литва пустеет, и многие говорят, что, может быть, это карма. Карма за то, что произошло в Литве в 41-44 гг.».

«Я не хочу покаяния (для Литвы — прим. ИА Красная Весна), я хочу, чтобы мы посмотрели на свое прошлое», — продолжила Ванагайте.

Напомним, Рута Ванагайте в конце января 2016 года выпустила книгу «Наши», в которой рассказывается об участии литовцев в ликвидации евреев в 1941-1945 годах. За это время было уничтожено 95% еврейского населения Литвы, примерно двести тысяч человек. В Литве книга разошлась тиражом в девятнадцать тысяч экземпляров.

Комментарий редакции

Тема народного покаяния в российском информационном поле не является новой. Тут следует напомнить, что технология покаяния широко использовалась для разрушения СССР в годы перестройки. Культовый перестроечный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» был снят в 1984 году. Суть кинокартины заключалась в предложении выкопать сталинское прошлое из могил и выкинуть на свалку. Сюжет фильма напрямую адресовал к разрыванию могил. Такая операция актуализирует историческое время, то есть расковыривает старые раны. При этом прошлое не предстает в страшной и трагической, но правдивой, полноте.

Поэтому понятна реакция литовской писательницы на пассаж либерального ведущего о народном покаянии. Так как покаяние не является самоцелью, оно — лишь инструмент для взимания с народа платы за его прошлое. Причем плата носит не только финансовый характер.