Инфраструктура Аляски может не выдержать из-за таяния вечной мерзлоты

Изображение: (сс) Frank Camp
Аляска
Аляска

Дороги, мосты, трубопроводы и другие виды инфраструктуры на Аляске и в других частях Арктики будут изнашиваться быстрее, чем ожидалось, из-за того, что проектировщики не учли влияние конструкций на прилегающую вечную мерзлоту, согласно исследованию, опубликованному 31 мая в журнале The Cryosphere.

Исследователи считают, что архитекторы должны учитывать побочные последствия своих проектов в дополнение к обычному прогнозированию.

Исследование было сосредоточено на участке шоссе Далтон на Северном склоне Аляски, примерно в 15 километрах к югу от нефтяных месторождений Прудхо-Бей. Установленные датчики контролировали температуру в семи местах, трех к западу от шоссе и четырех на востоке.

Ученые обнаружили, что оттаивание не ограничивается областью под дорожным покрытием. Вместо этого они выяснили, что оттаивание распространяется на верхний слой, приводя к дестабилизации насыпи и земляного полотна. Это было вызвано образованием, так называемых, таликов — участков грунта, которые оттаяли и остаются незамерзшими круглый год.

Результатом, пишут авторы, стало ускорение темпов оттаивания и увеличение разрушений на дорогах. Ученые предупредили, что другие типы арктической инфраструктуры, такие как трубопроводы, резервуары для хранения топлива и аэропорты, по все вероятности также выйдут из строя раньше, чем прогнозировалось.

При оттаивании вечная мерзлота опускается вниз, потому что большая часть ее составляет лед, смешанный с почвой или замороженный в чистых отложениях.

Полевые работы и последующее компьютерное моделирование гравийной дороги, построенной на сплошной вечной мерзлоте, показали, что медленное и постепенное оттаивание приведет к ускоренному «и, вероятно, необратимому разрушению вечной мерзлоты» и что «разрушение дороги неизбежно, как только будет достигнут критический уровень потепления грунта, при отсутствии масштабных мер по охлаждению грунта», — пишут авторы.

Ученые заключили, что «крайне важно учитывать последствия изменения климата при планировании и строительстве инфраструктуры на вечной мерзлоте, поскольку переход от стабильного к крайне нестабильному состоянию вполне может произойти в течение срока службы инфраструктуры (около 30 лет)».