В США применили изотоп вольфрама для изучения разрушения стен реакторов
Изотоп вольфрама W182 был использован для изучения коррозии стенок термоядерных реакторов плазмой учеными-ядерщиками известной Ок-Риджской национальной лаборатории (США). Об этом 28 августа сообщается в статье, размещенной на сайте научно-технических новостей Phys.org.
В статье сообщается, что W182 использовался для поиска наиболее травмируемых участков внутренней поверхности реактора и условий, влияющих на этот процесс.
Дело в том, что вся внутренняя часть покрыта вольфрамом, который в какой-то момент может испариться в одном месте, а после охлаждения осесть в другом, из-за этого трудно найти наиболее «горячие» участки. Перемещая пластинку, на которую нанесен обогащенный изотопом вольфрам, по поверхности камеры и, замеряя концентрацию испаренного изотопа в разных местах, можно исследовать любое место камеры.
С помощью этого метода физики обнаружили места в системе дивертора, где возникновение высокочастотных электромагнитных колебаний плазмы приводит к более значительному разрушению покрытия. Также было показано, что если внешним воздействием увеличить частоту этих пульсаций выше определенного предела, то разрушение стенок снижается.
Напомним, что один из путей «зажигания» термоядерной реакции требует нагреть смесь легких элементов до звездных температур. Причем также важны плотность смеси и время ее удержания в таких жестких условиях. Поскольку в природе нет материалов, способных выдерживать такие температуры не испаряясь, то основную нагрузку по удержанию перегретых ионизированных частиц берет на себя магнитное поле очень специальной конфигурации, которое и заставляет плазму в основном держаться в реакционной зоне, не касаясь стенок.
Что-то все же просачивается из ловушки и попадает на стенки, во-первых, вызывая их перегрев и разрушение, а во-вторых, материал, испаренный со стен, загрязняет плазму, нарушая условия благоприятные для зажигания термоядерного реактора.
Дивертор — специальное устройство служащее для отведения внешних, наиболее «грязных» слоев плазменного шнура.