Апелляционный суд встал на сторону «Пеллы» в споре с Минобороны РФ

Изображение: mil.ru
Новейшее опытное судно «Ладога»
Новейшее опытное судно «Ладога»

Решение нижестоящей инстанции о взыскании с Министерства обороны России более 2 млрд руб. в пользу Ленинградского судостроительного завода «Пелла» оставил в силе Девятый арбитражный апелляционный суд, сообщает 13 февраля сетевое издание «DP.RU».

Выступающая истцом верфь в сентябре 2018 года передала заказчику первое серийное судно проекта 11982 «Ладога». Затраты на его строительство превысили установленную контрактом цену более чем вдвое из-за изменений, внесенных в проект.

В том числе корпус судна стал выше, длиннее и шире, автономность судна увеличилась до 20 суток, число членов экипажа выросло до 20 человек. По версии истца, проект был переработан полностью, и построенное судно стало не серийным, а новым, не имеющим прототипов.

Заказчик обещал компенсировать расходы после сдачи судна по фактическим затратам, но контракт был закрыт по старой цене, и Минобороны отказалось доплатить остаток. Поводом отказа стало то, что Федеральная антимонопольная служба не согласовала изменение цены контракта.

Суд первой инстанции после проведения экспертизы частично удовлетворил иск «Пеллы» и взыскал с ответчика доплату в размере более 2 млрд руб. Апелляционная инстанция согласилась с этими выводами.

Суд отметил, что предприятие исполнило контракт добросовестно, и рост цены вызван поведением ответчика, по инициативе которого были внесены изменения. Отмечается, что ответчик признал фактическую стоимость судна, и в результате ее взыскания истец не получает никакой дополнительной или незаконной имущественной выгоды.

Суд также определил, что поскольку контракт заключен сторонами без утвержденной технической документации, «ни предусмотренный срок, ни цена не могут рассматриваться в качестве реально достижимых и выполнимых условий».

Напомним, проект 11982 разработан в Центральном морском КБ «Алмаз». Суда этого проекта предназначены для проведения научно-исследовательских и океанографических работ, а также испытаний специальных технических средств. Головное судно проекта 11982 «Селигер» было построено на заводе «Янтарь» и передано заказчику в 2012 году. Как сообщало Минобороны, длина судна составляет 59,7 м, ширина — 10,8 м, дальность плавания — 1000 миль, экипаж — 16 человек.

Судно «Ладога», которое должно было стать первым серийным судном проекта 11982, заложено на судостроительном заводе «Пелла» в июле 2013 года. Передача изделия флоту планировалась на 2016 год, но к этому сроку его только спустили на воду. Как сообщало Минобороны, наибольшая длина «Ладоги» составляет 63,08 м, ширина — более 10 м, экипаж — около 20 человек.

Отметим, Ленинградский судостроительный завод «Пелла» расположен в Кировском районе Ленинградской области. Верфь специализируется на строительстве многофункциональных буксиров и лоцманских катеров.

Ранее СМИ сообщали, что список изменений в проект при строительстве «Ладоги» занял 75 страниц. Корпус судна и надстройки решили удлинить на 2,5 м, водоизмещение увеличить на 125 тонн, а вместимость — на 240 кубометров. Экспертная оценка показала конструктивные отличия от первоначального проекта по некоторым системам от 35% до 73%. Изменения в проект прислали на верфь только в феврале 2016 года, и судостроителям пришлось разваривать корпус и собирать всё заново. Сообщалось, что цена судна выросла с контрактных 1,5 млрд руб. до 3,4 млрд руб.