Продажи сигарет в Китае достигли рекордного уровня

Изображение: Попов Алексей © ИА Красная Весна
Китайский рынок. Китай
Китайский рынок. Китай

Китай является крупнейшим производителем и потребителем табака в мире. С 2014 по 2016 год, когда в нескольких крупных городах Китая были введены жесткие запреты на курение в помещениях, произошло некоторое снижение продаж сигарет, но за последние пять лет они снова выросли, достигнув 2,44 трлн в 2023 году. Об этом свидетельствует отчет Государственного аналитического центра по развитию здравоохранения, пишет 18 октября интернет-журнал Sixth Tone.

По словам экспертов, одной из причин увеличения потребления табачных изделий в Китае является популярность «тонких сигарет» среди молодых курильщиков из-за их модного дизайна и ошибочного представления о том, что они менее вредны, чем обычные марки.

Маркетинг играет важную роль в их привлекательности, придавая им более утонченный и стильный образ. Некоторые табачные компании специально выпускают сигареты меньшего размера, например, для пассажиров скоростных поездов, которые не могут сделать больше нескольких затяжек на платформах во время коротких остановок.

Согласно официальной статистике, уровень курения среди взрослого населения Китая снизился с 26,6% в 2018 году до 24,1% в 2022 году, но это всё равно значительно выше общемирового показателя в 17% в 2021 году. При этом в мире стали покупать меньше сигарет. В результате в 2023 году на долю Китая пришлась почти половина всех сигарет, продаваемых в мире, по сравнению с примерно третью продаж два десятилетия назад.

Китай официально поставил перед собой цель снизить распространенность курения среди взрослого населения до 20% к 2030 году, но достижение этой цели будет сложной задачей, считают эксперты.

По мнению экспертов, важность налогов на сигареты для государственных доходов и влияние табачного бизнеса и гостиничного бизнеса замедлили темпы принятия мер по борьбе с курением в Китае, несмотря на растущие расходы на здравоохранение страны.

Около десяти лет назад в Китае набирали силу законы о борьбе с курением. «Вместе с тем сегодня в некоторых регионах законодательство по борьбе против табака находится в состоянии стагнации или даже отката назад», — отмечает Ван Цинбинь, профессор школы правового управления Китайского университета политических наук и права.

По его словам, недавний экономический спад в Китае заставил чиновников более осторожно относиться к разрушению табачной промышленности, поскольку компании этой отрасли являются основными источниками занятости и государственных доходов.

В последние годы важность налогообложения сигарет как источника госбюджета повысилась. С уровня примерно в 6% в 2018 году — рекордно низкого из-за ужесточения борьбы против табака — налоги на него выросли до более чем 1,5 трлн юаней (210 млрд долларов) в 2023 году, что составляет примерно 7% доходов государственного бюджета.

Издание констатирует также, что регулирующие органы, настаивающие на введении ограничений на курение, сталкиваются с противодействием многих сторон, включая государственные табачные компании, которые вносят значительный вклад в экономику некоторых регионов, а также местные органы власти, опасающиеся потери налоговых поступлений, и владельцев бизнеса, которые утверждают, что запрет на курение может привести к снижению посещаемости, особенно ресторанов и кафе.