Врач-психотерапевт: медицина сейчас не в лучшем состоянии

Джей Леонард. Доктор для бедных
Джей Леонард. Доктор для бедных

Медицина находится не в лучшем состоянии, заявил врач-психотерапевт, отвечая 6 апреля на вопросы корреспондента ИА Красная Весна.

Ответы на вопросы тридцатичетырехлетнего врача-психотерапевта с десятилетним стажем работы приведены ниже:

Корр.: Как Вы оцениваете условия своего труда: зарплату, переработки и плату за них, наличие и качество оборудования, соблюдение техники безопасности? Врач: Зарплата в последнее время несколько выросла, как и цены. В нашем центре хорошее оборудование, да и условия труда в целом хорошие, но хотелось бы, чтобы были большие площади, это бы привело к меньшей скученности пациентов, больше кабинетов для сотрудников различных специальностей. Техника безопасности в целом соблюдается, особенно что касается «специфических вредностей». Корр.: Много ли сейчас у врачей «бумажной волокиты» и обоснована ли она? Врач: На мой взгляд, бумажной волокиты много, и она не всегда обоснована. Корр.: Довольны ли вы социальным пакетом? Врач: Да в целом доволен.

Корр.: Хватает ли денег с основной работы на жизнь, или приходится подрабатывать? Врач: Денег лишних никогда не бывает, разумеется по возможности стараюсь подрабатывать.

Корр.: Есть ли у Вас на работе какие-то нормативы — по количеству пациентов, по времени на пациента и т.п.? Врач: Да, нормативы есть. Корр.: Адекватны ли они, нужны ли они вообще? Врач: По моему мнению, нормативы нужны, иначе получится, что кто-то работает больше другого, а получают они одинаково. Насчет адекватности этих нормативов, все зависит от места работы. В некоторых отделениях/специальностях они адекватны, в некоторых не учитывается специфика работы, но в основном нормативы сильно завышены, и в них не учтено время на «бумажную волокиту», что приводит к тому, что врачи «больше пишут, чем с пациентами работают», хотя многое зависит от места работы и специальности.

Корр.: Как Вам кажется, должна ли зарплата врачей зависеть от количества пациентов, или она должна быть почасовой? Почему? Врач: Я считаю, что оплата должна быть почасовой при соблюдении нормативов минимального количества «выполненной работы». Причина проста — если оплата будет по количеству «принятых» пациентов, то врач будет стремиться к «количеству, а не качеству», и при этом пострадает качество выполняемой работы.

Корр.: Как врач выбирает, идти ему в государственный сектор или в частный? Чем обусловлен Ваш выбор? Существует ли у Вас и у ваших коллег какие-либо перспективы профессионального, карьерного роста? Что нужно сделать, чтобы они были? Врач: По моему мнению, врач сам решает, куда ему идти в зависимости от специальности, навыков и др. Многие, кто работает «в государственном секторе», подрабатывают в частных клиниках. Перспективы карьерного роста есть (это в том числе «категория»). Чтобы повысить мотивацию врачей к «карьерному росту», этот самый «рост» должен давать больше «привилегий» (прибавка к зарплате, отпуску и др.), хотя даже зарплата начинающих врачей должна быть на достойном уровне!

Корр.: Могут ли врачи как-то отстаивать свои интересы? Существуют ли какие-нибудь объединения, советы, профсоюзы, выражающие мнение рядовых врачей? Кто вообще и каким образом должен контролировать и изменять систему здравоохранения в России? Врач: Разумеется, такие организации существуют (в том числе профсоюзы). На мой взгляд, контролировать и изменять систему здравоохранения должно государство, и работать там должны профессионалы (желательно имеющие опыт работы в медицине и знающие специфику работы «изнутри»), при этом в равной мере должны учитываться «интересы» и пациентов и медицинских работников!

Корр.: Какие проблемы в здравоохранении являются, на Ваш взгляд, самыми острыми? Врач: Основные проблемы, на мой взгляд: 1. Доступность медицинской помощи для населения (больниц, поликлиник и т.п. должно быть больше и они должны быть укомплектованы специалистами в должном объеме). 2. Организация труда медучреждений (достаточные площади, укомплектованность сотрудниками, адекватные и четко сформулированные «нормативы», наличие современного оборудования и медикаментов, доступность к повышению квалификации для медработников). 3. Достойный уровень заработной платы медработников. Решение этих проблем улучшит качество медицинской помощи. 4. Одним из важнейших направлений должна быть профилактика (предотвратить развитие болезни, а не с трудом бороться с последствиями ее возникновения).

Корр.: Предпринимается ли что-нибудь для их решения? Как их реально можно разрешить? Что, наоборот, изменилось к лучшему за последние годы? Врач: Из наиболее явных хороших изменений, которые я могу отметить, это, в том числе, появление высокоспециализированных центров и «квот» на получение лечения, которое раньше было малодоступно или доступно только «на коммерческой основе» и т.д.

Корр.: Существует мнение, что фармакологические компании активно продвигают свои препараты через отдельных врачей и даже преподавателей в медицинских вузах. Насколько распространена эта практика? Как сами врачи относятся к ней? Надо ли с ней бороться и как? Врач: Насколько мне известно, в настоящее время в государственных медицинских учреждениях это запрещено! Насчет некоторых «частных учреждений» и «отдельных врачей» ничего сказать не могу! Насчет отношения врачей — врачи, как и все люди, разные.

Корр.: Почему вы выбрали профессию врача? Врач: Меня всегда привлекала профессия врача, еще со школы решил поступать в мединститут.

Корр.: Как, по-вашему, относятся к врачам пациенты? Врач: Пациенты разные (редко когда пациент к врачу от большой радости попадает) да и «опыт общения» с врачами не у всех «положительный», кстати, зачастую сам пациент в этом «негативном опыте» и виноват!

Корр.: Является ли профессия врача престижной, значимой в глазах общества? Врач: Конечно, является значимой, но не все эту значимость видят и достойно оценивают. Не будем забывать про некоторые СМИ, которые старательно формируют образ эдакого «Российского врача-негодяя-неумехи» (как и подобный образ работников прочих значимых служб, как например: учителя, спасатели и др.) На мой взгляд, нужно, чтобы государство и СМИ занимались формированием «позитивного образа» медицинского работника и Российской медицины в целом.

Корр.: Как Ваши коллеги в целом относятся к пациентам, к своей работе? Врач: Коллеги разные, абсолютное большинство — профессионалы своего дела, корректно и уважительно относящиеся к пациентам.

Корр.: Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети пошли по Вашим стопам, работали там же, где и Вы? Врач: Каждый человек сам вправе выбирать свое будущее! Хотя, на мой взгляд, «династийность» в медицине дело хорошее (старшие могут подсказать, уберечь от ошибок).

Корр.: Продолжается ли сейчас сокращение, «оптимизация» больниц и поликлиник? Хватает ли койко-мест и персонала? Возникают ли у людей проблемы с тем, чтобы «лечь» в больницу, или с тем, что пациентов слишком быстро выписывают? Врач: К сожалению (во многих, но не во всех медицинских организациях), все вышеперечисленные проблемы имеют место (убедился на личном опыте и опыте многих знакомых). В основном, на мой взгляд, эти проблемы вызваны нехваткой медицинских учреждений, медперсонала, вероятно недостаточным финансированием медучреждений.

Корр.: Чем вызваны эти проблемы? Что реально делают для их решения, и что, на Ваш взгляд, правильно было бы делать? Врач: Как я и говорил ранее, основные проблемы, на мой взгляд, это: 1. Доступность медицинской помощи для населения (больниц, поликлиник и т.п. должно быть больше и они должны быть укомплектованы специалистами в должном объеме). 2. Организация труда медучреждений (достаточные площади, укомплектованность сотрудниками, адекватные и четко сформулированные «нормативы», достойное оборудование и препараты, доступность к повышению квалификации для медработников). 3. Зарплата медработников должна быть на достойном уровне. Решение этих проблем улучшит качество медицинской помощи.

Корр.: Стоит ли в сфере здравоохранения кадровая проблема? Врач: К сожалению, да, стоит.

Корр.: Идут ли молодые врачи в государственную сферу или предпочитают частный сектор? Врач: Часто врачи совмещают работу «в государственном секторе» и в частных клиниках, зачастую это не зависит от опыта работы.

Корр.: Стоит ли в регионах и малых населенных пунктах проблема медицинских кадров? В чем состоит специфика здешней работы, какие возникают особые трудности? Стоит ли здесь проблема материального обеспечения, условий труда? Чем обусловлен перекос относительно крупных городов (если он есть)? Как и кто должен решать эти проблемы? Врач: По моему мнению, проблема нехватки кадров актуальна «в целом» в медицине. Конечно, молодые специалисты в большинстве своем стремятся попасть на работу в большие города. Решить проблему, на мой взгляд, можно было бы увеличением количества медицинских учреждений в малых городах и привлечением туда специалистов (в том числе путем предоставление различных «социальных льгот»).

Корр.: Растут ли цены на лекарства и медицину? Врач: К сожалению, цены на все растут.

Корр.: Как влияют на государственный сектор и на медицину в целом интересы частных клиник, частных фармакологических компаний, страховых фондов? Нужна ли в области здравоохранения конкуренция? Какой должна быть роль государства? Врач: На мой взгляд, государство должно играть решающую роль, но у человека должно оставаться право выбора.

Корр.: Существует ли противоречие между «массовой» медициной, направленной на относительно легко излечимые заболевания, и дорогой высокотехнологичной медициной, лечащей более редкие, но более тяжелые болезни? В каком состоянии, с этой точки зрения, находится российское здравоохранение? Как найти баланс между этими составляющими? Врач: На мой взгляд, в настоящее время медицина находится не в лучшем состоянии, есть перемены к лучшему (о них указывал выше), но остается и масса проблем. Конечно, хочется верить, что они будут решены.