Ученый понял причину использования детского труда на какао-фермах
Причины использования детского труда ивуарийскими производителями какао описала Марин Жувен, кандидат экономических наук по экономике развития из Бордосского университета. Ее статья опубликована 3 октября в издании The Conversation.
Свидетельства детского труда на какао-фермах в Западной Африке стали достоянием общественности в конце 1990-х годов. Это последовало за сообщениями прессы, документирующими существование опасного детского труда на какао-фермах. С тех пор давление на какао-индустрию с требованием покончить с детским трудом растет, особенно со стороны гражданского общества, а в последнее время как со стороны американских, так и европейских регулирующих органов.
Чтобы удовлетворить потребительский спрос на более устойчивое и этичное какао, промышленность начала использовать схемы сертификации в конце 2000-х годов. Сертификационные этикетки, такие как Rainforest Alliance и FairTrade, направлены, среди прочего, на то, чтобы обозначить какао, произведенное без использования детского труда.
По оценкам, в настоящее время от одной трети до половины какао, продаваемого во всем мире, сертифицировано.
В сентябре 2001 года, ратифицировав Протокол Харкина-Энгеля, какао-промышленность обязалась сократить наиболее опасные формы детского труда на 70% к 2020 году. Тем не менее Кот-д’Ивуар, крупнейший в мире производитель какао, все еще борется с детским трудом на своих какао-фермах.
Число детей в возрасте до 18 лет, работающих на какао-фермах (сертифицированных или нет), фактически увеличилось в период с 2013 по 2019 год и достигло приблизительно 790 тыс. человек. Считается, что 97% из них занимаются некоторыми из самых опасных работ, включая расчистку земель, сбор урожая какао с помощью мачете или применение агрохимикатов на какао-фермах.
«В моей новой исследовательской работе, посвященной сертифицированным фермерам по выращиванию какао в Кот-д’Ивуаре, утверждается, что реальное число работающих детей, вероятно, еще выше, поскольку показатели детского труда могут быть предвзятыми. Результаты также свидетельствуют о том, что сертификация работает не так, как предполагалось, когда речь заходит о детском труде», — пишет Жувен.
Она обнаружила, что распространенность детского труда, вероятно, недооценивается в исследованиях, проведенных как учеными, так и производителями какао.
«Это связано с концепцией, называемой предвзятостью социальной желательности, которая возникает, когда люди неохотно дают полностью правдивые ответы на деликатные темы из-за страха негативных последствий», — отметила исследовательница.
В случае детского труда на ивуарийских какао-фермах сертифицированные фермеры могут лгать о своей зависимости от детского труда, поскольку любой вид детского труда запрещен системами сертификации, к которым они принадлежат. Опасный труд также запрещен национальным законодательством.
Страх перед юридическими, социальными или экономическими последствиями, вероятно, приводит к тому, что сертифицированные фермеры не сообщают об использовании ими детского труда. Это затрудняет точную оценку масштабов проблемы и принятие эффективных мер по борьбе с ней.
Производство какао требует значительного объема физического труда, так как многие задачи, связанные с выращиванием какао, не механизированы. Кроме того, поскольку цены на какао в Кот-д’Ивуаре фиксируются сезонно, единственный способ для фермеров увеличить свои доходы от производства какао-это увеличить свое производство. Это требует увеличения рабочей силы.
В то же время ивуарийские какао-фермы, как правило, сосредоточены в общинах, выращивающих какао. Это означает, что местная рабочая сила для взрослых является дефицитной, поскольку большинство трудоспособных взрослых заняты на своих собственных какао-фермах и не ищут работу на других фермах.
Таким образом, зависимость фермеров-производителей какао от детского труда частично объясняется простой нехваткой взрослой рабочей силы. Этот вывод подтверждается также тем фактом, что присутствие дополнительного взрослого в домашнем хозяйстве, выращивающем какао, снизило вероятность использования детского труда до 4%.
«Я также обнаружила, что распространенность детского труда выше на более отдаленных фермах, что можно объяснить более слабыми правоохранительными органами в этих районах, меньшим количеством доступных взрослых работников и ограниченными возможностями для детей посещать школу из-за отсутствия школьной инфраструктуры», — подметила Жувен.