Exame: почему бразильцы ведут себя так, будто пандемия закончилась?

Изображение: Варвара Раджабова © ИА Красная Весна
Коронавирус
Коронавирус

1 июля Бразилия преодолела отметку в 60 000 смертей от коронавируса. Это гораздо более высокая цифра, чем те 5000 смертей, которые породили комментарий президента Жаира Болсонару «ну и что?», принесший ему всемирную известность, пишет в номере за 5 июля бразильский журнал Exame.

Теперь, в гораздо худшем контексте, кажется, что это «ну и что?» исходит от самого населения. После почти четырех месяцев карантина у людей появляется чувство расслабленности.

2 июля возобновление работы баров и ресторанов в Рио привело к тому, что сотни людей вышли на улицы в обстановке безмятежности и почти полного отсутствия масок. Случаи игнорирования требований не собираться большими группами превышают десятки тысяч.

Нынешние показатели пандемии в мире ставят Бразилию на второе место в абсолютных цифрах как по числу смертей, так и по числу инфицированных. Почему же, несмотря на такой сценарий, бразильцы ослабили карантин?

Для инфектолога Луаны Арауджо, профессора Университета Джонса Хопкинса, ответ кроется в научной безграмотности. «Существует трудность в понимании основных научных концепций и понимании того, что наука призвана защищать, а не усложнять ситуацию, — говорит она. — Те, кто видят в науке врага обычного уклада жизни, открывают окно для искажения знаний».

По словам Арауджо, недостаток знаний и отрицание способствуют поддержанию более удобного для людей представления о том, что всё хорошо и что пандемия — это выдумка.

Для нее изоляция подобна беременности. Здесь нет никакой двусмысленности: либо вы изолированы, либо нет, говорит она. «Нет никаких научных доказательств, каким должен быть уровень воздействия для инфицирования. С того момента, как вы прекращаете изоляцию, вы подвергаетесь риску, и всё, что вам остается, это попытаться уменьшить вероятность заражения с помощью ношения масок, соблюдения гигиены и социального дистанцирования».

Инфектолог считает, что в идеальном варианте те, кто имеет возможность работать дома, должны оставаться там. Те, кому необходимо вернуться к нормальной жизни, должны осознавать, что они находятся в опасности, и что в конечном счете они подвергают опасности также людей, вместе с которыми живут.

Но существует и такая проблема: «Бразильцы, похоже, имеют обязательства не перед обществом, а скорее только перед самими собой, — говорит Арауджо. — В целом, люди думают, что они достаточно смышлены, чтобы обойти правила. Но подобная хитроумность означает угрозу всем окружающим».