Отмена рабства в США не отменила угнетения — лондонский профессор
Угнетение в США существовало на протяжении ста лет и после отмены рабства, рассказывает профессор Лондонской школы экономики и политических наук Владислав Зубок. Его мнение 20 июня опубликовано на сайте ВВС.
«На протяжении ста лет после формальной отмены рабства угнетение существовало в не менее отвратительных и изуверских формах», — в частности, утверждает Зубок.
Он рассказывает о предпосылках взрыва межрасовых волнений в 1960-е годы. По его словам, запрос на перемены к тому времени сильно вырос в целом, а кроме того, влияние оказали несколько вопиющих случаев, связанных с расовой нетерпимостью.
В качестве примера он приводит случай с 42-летней Розой Паркс, которую в 1955 году «травили собаками» из-за того, что она отказалась уступать в автобусе место «белому». Травля Розы Паркс привела к бойкоту «черным» населением всего общественного транспорта. Кроме того, случай с Розой возмутил еврейскую молодежь и раввинов — еще свежа была память о нацистских концлагерях. Роза Паркс стала одним из символом движения за равноправие.
Появление телевидения сделало Америку, по словам профессора, более открытой, а американцы начали осваивать методы ненасильственного протеста, поскольку не все были готовы к силовым столкновениям с полицией.
Оказала влияние и международная ситуация. Соединенные Штаты в Холодной войне позиционировали себя как лидеры свободного мира, «и им было неудобно иметь дома такой атавизм, как сегрегация», отмечает Зубок.
Американские президенты Кеннеди, а потом и Джонсон, несмотря на сопротивление политиков из южных штатов, взяли курс на искоренение сегрегации. В 1964 году был принят «Акт о гражданских правах», запретивший расовую, этническую и половую дискриминацию и сегрегацию в школах, общественных местах и на работе.
Полученные чернокожими политические права не позволили им тем не менее что-то получить и в экономическом смысле. Поэтому стали приниматься программы для искоренения бедности. Безработные, согласно этим программам, стали получать вэлфер — социальное пособие, «и это оказалось очень коварной вещью», отмечает Зубок.
«Уже в начале 1970-х социологи, консервативные социологи, так скажем, стали приводить данные исследований о том, что вэлфер ведет к деградации социума. Люди получали искусственную финансовую подпитку, не были мотивированы работать», — утверждает он.
Для чернокожих законом были установлены преференции в образовании: своих детей они стали отдавать в школы, где учились дети белых. Это вызвало «почти восстание» родителей в Бостоне, приводит пример Зубок.
Сейчас всё это можно рассматривать как «крайне тяжелые и травматичные шаги вперед», резюмирует профессор.