Профессор ГИТИС: на фестивале мы видели театр на марше
IX театральный фестиваль им. М. Горького закончил свою работу в Нижнем Новгороде 27 октября. После подведения итогов фестиваля своими впечатлениями с корреспондентами ИА Красная Весна поделилась член жюри фестиваля, доктор искусствоведения, театральный критик, профессор ГИТИС Нина Алексеевна Шалимова.
ИА Красная Весна: Нина Алексеевна, каковы Ваши основные впечатления от фестиваля?
Нина Шалимова: Фестиваль проходит в год театра, и это подразумевает 365 дней праздника, а директор фестиваля, очевидно, решил, что это 365 дней каторжной работы. И загрузил себя по полной, устроив праздник всем. Это меня восхищает.
Две недели спектаклей, а это приезды-отъезды, поселения, кормления, экскурсии не только для артистов, но для всего состава делегаций, это переподготовка сцены, которая работает круглые сутки! Снять декорации, поставить новые, все по-новому осветить… И ведь за все эти дни не мелькнуло ни одного спектакля на трех стульях! Всегда привозился полный объем декораций, и надо было выстраивать новые мизансцены для сцены другого театра, новое освещение.
Это очень серьезная работа для цехов, для рабочих сцены, для вахтеров даже, которых мы задерживали за полночь. И для меня поразительно то, что за эти две недели не было ни одной накладки, ни одной шероховатости. Мы не замечали трудностей, которые стояли перед организаторами. Мы видели театр на марше, театр в рабочей форме, тот, который создавал полные залы.
ИА Красная Весна: Как бы вы оценили общий уровень представленных спектаклей?
Нина Шалимова: Сцена на две недели была освобождена от дешевки, от спекуляций, от медийности. Театр был театром. Как говорил Ростислав Плятт: «Главное в театре — это слышать как одна тишина в зале сменяет другую». И мы это слышали. На спектаклях мы слышали не только возгласы «Браво» и «Спасибо», но и минуты такой напряженной тишины, которая переливалась в другую, еще более напряженную. В год театра расширение мировоззренческого, художественного, эстетического, театрального горизонта своих зрителей — это очень большое дело.
Гости из-за рубежа — это тоже гениальное открытие фестиваля. Ставить не самого легкого русского драматурга по фамилии Горький — это не просто. А они ставят, задают нам вопросы своими постановками. И не важно — корейский это театр, или грузинский. Зритель очень хорошо откликается. И даже братья-сербы, которые привезли нам «своего», сербского, Толстого, показали его тоже по-горьковски, очень атмосферно, совпадая с тем, как видел мир Горький.
Наличие таких сильных иностранных спектаклей выводит фестиваль за пределы чисто эстетических характеристик. Он приобретает общекультурный, и даже скажу, общегражданский смысл.
Отдельно как педагог хочу поблагодарить руководство фестиваля за то, что оно могло бы не делать, но оно сделало. Это организация молодежного жюри из будущих театральных критиков. У нас работали студенты театроведческого факультета. Это сильно расширило их кругозор, они увидели живую палитру современного театра. Такая работа с молодежью — это забота о будущем нашего российского театра.
ИА Красная Весна: Нина Алексеевна, мы были на многих обсуждениях, где Вы выступали. И видно, что Вы цепкий критик. Вы не боитесь высказывать критические замечания концептуального характера даже самым сильным коллективам. И с Вашими наблюдениями нельзя не согласиться. Тяжело ли критику высказывать свое мнение артистам?
Нина Шалимова: Тяжело. Непросто. Но если кому-то кажется, что очень тяжело, можно идти в шахту работать. Сравнить. Критика — это прекрасная работа, замечательная. И она требует любви и уважения к театру, уважения к тем людям, которые только что перед нами работали. Они люди. Они могли ошибиться. У них могло «не пойти». Это же живое дело. И надо найти слова. А если разговаривать как с людьми и не врать, то и слова сами придут.
ИА Красная Весна: Скажите, а что дают обсуждения, подобные тем, что были на фестивале после спектаклей?
Нина Шалимова: Многое дают. Теплоту дают — терпеть не могу, когда жюри ходит надутое и помалкивает. Какая ерунда! Кроме того, фестиваль это же еще и рабочий процесс — это сверка критериев. И тут любое несовпадение — очень плодотворно. Это обогащает. А совпадения — радуют. На хороших фестивалях должны быть обсуждения. И на них не надо мусорить. Ни мозгами, ни чувствами, ни словами. Работать по-честному.
ИА Красная Весна: Скажите, фестиваль этот закручен вокруг классических произведений. Поможет ли это русскому театру? Подвинет ли его в нужную сторону?
Нина Шалимова: Понимаю вопрос. Кассовый репертуар никуда не деть. Он всегда есть и наверное всегда будет. Важно то — чем держится театр. И в этом плане фестивали — концентрат его основы. Того, в чем он является искусством. И здесь даже если что-то не получилось, если допущена ошибка — это все равно искусство. И даже самый провальный фестивальный спектакль — большее искусство, чем гениально разыгранный Рэй Куни. Мы смотрим здесь не зрелищную индустрию, не шоу-бизнес. Фестиваль помогает эту границу четко держать.
ИА Красная Весна: Огромное Вам спасибо за Вашу позицию и за интервью.