Первыми забили в набат выпускники Школы-студии МХАТ

Скандал с назначением Богомолова ректором Школы-студии МХАТ. Что известно

Константин Андреевич Сомов. Арлекин и смерть (фрагмент). 1907
Константин Андреевич Сомов. Арлекин и смерть (фрагмент). 1907

Новость, поразившая всех любителей театра 23 января, — временным ректором Школы-студии МХАТ после смерти Золотовицкого назначен Константин Богомолов, об этом сообщила министр культуры Ольга Любимова в своем Telegram-канале. Отношение к этому назначению у деятелей культуры, а также у зрителей неоднозначное. Редакция культуры ИА Красная Весна собрала мнения и реакции на это назначение.

Любимова отметила, что творчество Богомолова «занимает особое место в современном культурном пространстве России», и пожелала успехов на новой должности.

В настоящее время Константин Богомолов является худруком двух театров, включая Театр на Малой Бронной и бывший Театр Романа Виктюка, который был переименован в Театр-сцену «Мельников». В прошлом году Богомолов получил звание заслуженного деятеля искусств.

Первыми забили в набат выпускники Школы-студии МХАТ, они написали открытое письмо, в котором попросили министра культуры России Ольгу Любимову отменить назначение режиссера Константина Богомолова на пост и. о. ректора. По мнению авторов письма, его назначение «нарушает традиции преемственности, существующие в Школе-студии на протяжении всей ее истории».

«Основа преемственности прежде всего заключается в бережной передаче этических принципов школы и принципов русского психологического театра, заложенных основоположниками. Преемником может стать именно тот, кто был воспитан Учителями-мхатовцами в стенах школы, и всеми корнями имеет прямое отношение к Школе-Студии МХАТ», — отмечается в письме.

Авторы письма подчеркнули, что предыдущие ректоры Школы-студии были ее выпускниками. Константин Богомолов окончил Российский институт театрального искусства — ГИТИС. «Традиции есть неотъемлемая часть русского психологического театра. Соблюдая их, мы сохраняем то наследие, которое оставили нам наши предшественники», — добавили выпускники МХАТ.

Вслед за выпускниками театра-студии МХАТ открытое обращение к министру культуры опубликовала Юлия Меньшова, которая считает, что назначение Богомолова ректором МХАТ нарушает традиции данного учебного заведения. Нарушение традиций «ведет к разрыву преемственности, неизбежному упадку и забвению прошлого», считает Меньшова.

Похожие письма опубликовали на страницах своих социальных сетей выпускники Школы-студии МХАТ актриса Марьяна Спивак, актер Антон Шагин, Марк Богатырев, Варвара Шмыкова и другие.

Отдельным пунктом выпускники напомнили, что все предыдущие руководители школы — Олег Ефремов, Олег Табаков, Анатолий Смелянский и Игорь Золотовицкий — были воспитанниками самой Школы-студии МХАТ. Этот факт, по их мнению, позволял сохранять внутреннюю связь поколений и уникальный образовательный код. В письме подчеркивалось, что преемником может стать лишь тот, кто был сформирован внутри мхатовской системы, прошел путь ученика и впитал традицию не опосредованно, а напрямую — в стенах школы. Нарушение этой логики, как считают выпускники, может привести к разрыву исторической линии, а в перспективе к утрате идентичности школы-студии.

Сам Богомолов отвечать нападкам в свой адрес не стал, но сделал на своей страничке репост письма, которое опубликовала актриса Софья Эрнст. Она окончила школу-студию в 2018 году.

Никаких дополнительных комментариев к посту Богомолов не добавил.

«Являясь выпускницей Школы-студии МХАТ, позволю себе высказать точку зрения, отличную от сформулированной в этом письме. В Школе-студии нет режиссерского факультета, поэтому, желая стать режиссером, Константин Богомолов поступил в ГИТИС. Странно на этом основании отрицать в нем носителя „принципов русского психологического театра», — написала Эрнст.

Она уточнила, что Богомолова пригласил к себе работать Олег Табаков, режиссер поставил в «Табакерке» и в МХТ более десяти спектаклей, «находясь в непрерывном сотворчестве с Мастером и выпускниками Школы-студии».

Кроме Эрнст в поддержку Богомолова высказались актер Сергей Безруков, актриса Елизавета Базыкина, Ксения Собчак, которая является его супругой.

По мнению театрального критика Нелли Ончуровой, выступать в качестве последователя Станиславского Константину Богомолову невозможно: «Я тоже против этой кандидатуры, настолько она скандальная. Меня это просто страшит. Это как запустить капитана из бывших разбойников на утлую лодочку в бушующем море. Именно ею является театр, который швыряет во все стороны. Да, он талантлив, но произвол — страшное слово, а оно очень применимо к Богомолову. Повторяется по спирали период бурь и натиска 1920-х годов. Хулиганство и искусство — вещи несовместные. У Богомолова очень много таких хулиганских выходок».

Следует отметить, что как театральный режиссер Константин Богомолов очень плодовит, но что и как он ставит на театральных подмостках, чем он запомнился зрителю? Он как режиссер ставил в Театре на Бронной спектакли «Чайка с продолжением», «Бесы Достоевского», «Дачники на Бали», «Гамлет in Moscow», «Вероника», «Слава»., а также «Мужья и жены» (МХТ им. Чехова), «Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова) и другие. Кроме того он снял несколько телевизионных фильмов и сериалов, в некоторых сыграл как актер.

Богомолов запомнился зрителям радикальным переосмыслением классических текстов (Шекспир, Достоевский, Булгаков) и современных пьес. Он намеренно разрушает канонические образы, перенося действие в современный контекст, насыщая его актуальными, часто шокирующими деталями (современный сленг, обсценная лексика, отсылки к поп-культуре и политике). Это можно рассматривать как вульгаризацию и эпатаж ради эпатажа.

По мнению критиков, для Богомолова первоначальный текст — это сырье для создания собственного высказывания. Он свободно обращается с драматургией, делает купюры, вставляет новые монологи. Такой подход часто вызывает критику со стороны сторонников «верности автору».

Коллеги считают, что его главная заслуга — в способности заставить театр быть опасным, непредсказуемым и важным здесь и сейчас, даже если цена за это — потеря гармонии и катарсиса в классическом понимании. Критиковать или принимать Богомолова — это, в конечном счете, вопрос не только эстетического вкуса, но и готовности к диалогу с темным, хаотичным и противоречивым образом современности, который он так безжалостно конструирует.