Авторы фильма «Блокадный дневник» очернили память Ольги Берггольц — историк

Изображение: © ИА Красная Весна
Монумент памяти жителям и защитникам Ленинграда в городе Бердске
Монумент памяти жителям и защитникам Ленинграда в городе Бердске
Монумент памяти жителям и защитникам Ленинграда в городе Бердске

Отсылка авторов фильма «Блокадный дневник» к дневникам выдающейся советской поэтессы Ольги Берггольц — это очернение ее памяти, имени и подвига. К такому выводу пришла историк Марина Озадовская в докладе на круглом столе «„Ты превозмог смерть“: к изучению облика блокадного Ленинграда», состоявшемся 19 февраля в Московском педагогическом государственном университете.

В выходных данных фильма Андрея Зайцева «Блокадный дневник», посвященного блокаде Ленинграда, сообщается, что он снят «по произведениям Ольги Берггольц, Даниила Гранина и дневникам блокадников». Докладчик сравнила события фильма с текстами опубликованных дневников поэтессы и автобиографической повести «Дневные звезды».

В результате сравнения выяснилось, что с дневниками поэтессы автор либо не знаком, либо намеренно искажает то, что там было написано. «Режиссер фильма дневники в принципе не открывал. Либо его искажения являются полностью намеренными», — подчеркнула историк.

Эксперт указала, что в фильме показан путь Ольги Берггольц к ее отцу, который поэтесса предприняла после смерти своего мужа. Этот эпизод взят из повести «Дневные звезды». Однако в интерпретации авторов фильма этот трагический эпизод жизни Берггольц полностью искажен. Атмосфера сочувствия и помощи в горе со стороны близких, друзей, окружающих поэтессы оказалась полностью вычеркнутой. Авторы фильма взяли факт из биографии поэтессы и наполнили его другим содержанием.

«Ольга Федоровна пишет, что путь в то время был очень трудным. В путь собирали ее близкие, ее коллеги. Преодолеть то расстояние из центра города, где находилась Ольга, до места работы ее отца, составляло 15–17 км. То, как она этот путь преодолевала, то, как она его шла, самое главное, с какой целью она шла к отцу. Она шла сообщить ему о смерти мужа и побыть рядом с близким родным человеком, а также оказать ему поддержку», — заявила докладчик.

«Я считаю, что использование дневников Ольги Берггольц в данном фильме и то, что режиссер на них ссылается, является полным очернением памяти Ольги Берггольц, ее имени и ее подвига, как человека, который блокаду пережил», — подчеркнула историк.

«Ни о какой реалистичности фильма нет и речи», — добавила она.

Во время дискуссии коллеги поддержали выводы докладчика.

«На самом деле полностью согласен. Дневники Ольги Берггольц в фильме не задействованы вообще. То есть там, если что-то и задействовано, то это повесть „Дневные звезды“. Причем там все искажено дико в сторону очернения», — заявил участник дискуссии.

Напомним, фильм «Блокадный дневник» Андрея Зайцева вышел в прокат в 2020 году. Картине присудили главный приз и приз зрительских симпатий 42-го Московского международного кинофестиваля. Картина также получила премию «Золотой орел» в январе 2021 года как лучший игровой фильм.

Ольга Берггольц — выдающаяся русская советская поэтесса, прозаик, драматург. Лауреат Сталинской премии, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного знамени. Она — автор строк на Мемориальной стене Пискаревского кладбища, где похоронены жертвы блокады Ленинграда: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Поэтессу называли блокадной музой Ленинграда. Каждый день она выходила в радиоэфир, чтобы поговорить с ленинградцами. Ее ежедневные выступления по радио начинались со слов «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц». Они помогали жителям Ленинграда находить в себе силы жить, бороться с врагом, а всем остальным посылала сигнал, что город не побежден.

Читайте также: «Блокадный дневник» — несостоявшаяся претензия на правду