Во время гражданской войны в Ливии, когда Турция и Египет стояли по разные стороны конфликта и чуть было не объявили друг другу войну, представить сегодняшнее стремление Турции к миру было сложно

На что готова Турция ради примирения с Египтом

Жан-Жозеф Бенжамен-Констан. Во дворце султана
Жан-Жозеф Бенжамен-Констан. Во дворце султана
Жан-Жозеф Бенжамен-Констан. Во дворце султана

Турция поставила себе цель наладить отношения с арабскими странами, ведь серьезные внешнеполитические амбиции требуют поддержки.

Некоторое время назад Анкара испортила отношения почти со всеми соседями в регионе и осталась там в некоторой «политической изоляции». Действительно хорошие отношения у Турции сохранялись лишь с Катаром, который сам находился в конфликте с другими арабскими странами.

После примирения четверки стран Персидского залива — Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта — с Катаром, начался и процесс выстраивания отношений между «четверкой» и Турцией.

Одним из актуальных примеров такого выстраивания связей является налаживание отношений между Турцией и Египтом.

12 марта глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил о возобновлении контактов между Анкарой и Каиром на дипломатическом уровне. Однако в тот же день Египет заявил, что отношения между странами находятся лишь в процессе выстраивания и Египет ожидает от Турции шагов навстречу.

Каир опроверг информацию о подготовке каких-либо встреч с турецкими представителями, нацеленных на возобновление отношений между Египтом и Турцией. Высокопоставленный дипломатический источник в интервью ТАСС заявил, что о встречах или подготовке к ним речи не идет. «Уже не первый раз Анкара выступает с заявлениями о возобновлении контактов с Каиром, — сказал он. — Но это лишь попытки вырваться из политической изоляции в регионе. Идеологический характер внешней политики Турции, которая рассуждает о наследии османов в Ливии, доктрине „Голубой родины“ (претензии Анкары на обширные территориальные воды в Эгейском, Средиземном и Черном морях) и не скрывают своих амбиций, вызывает беспокойство».

Источник в МИД Египта 12 марта также отметил, что «Каиру важны реальные шаги, а не просто слова со стороны Анкары, и Турция должна доказать свои добрые намерения и прекратить вмешиваться во внутренние дела Египта, и тогда, возможно, позиция Египта будет меняться».

История конфликта

Египет и Турция всегда представляли собой два альтернативных полюса силы в Восточном Средиземноморье. Это две самые большие страны региона, наряду с Ираном на их территории проживает почти половина всего населения Ближнего Востока. Также это два центра военной силы в регионе. Между странами есть также борьба за первенство в религиозном плане. В Египте расположен один из ведущих исламских университетов мира — Фонд Аль-Азхар.

Отношения между странами особенно сильно испортились в 2013 году, когда военные Египта свергли президента Мухаммеда Мурси, который был членом исламистской группы «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В свою очередь, Эрдоган состоял тогда в партии «Партия справедливости и развития», которая практически является крылом группировки «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Турции. Соответственно, президент Турции поддерживал оппозиционные нынешней власти Египта силы.

Глава Турции оказывает исламистской группировке всяческую поддержку. Для Турции сеть «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) является возможностью распространения своего влияния на другие исламские страны.

Кроме того, не нужно забывать, что месторождения газа, открытые недавно в Средиземном море, также вызывают споры региональных держав, границы зон которых в Восточном Средиземноморье до сих пор не согласованы. Подписание Турцией и Ливией в ноябре 2019 года в одностороннем порядке меморандума о распределении таких зон вызвало серьезный протест в Египте.

Шаги навстречу

20 марта арабский канал Al-Hadath, подконтрольный Саудовской Аравии и ОАЭ, сообщил, что Турция формирует комитет высокого уровня для налаживания отношений с арабскими странами.

Также Al-Hadath сообщил, что «прошли консультации между турецкими и египетскими спецслужбами по прекращению переброски сирийских и иностранных наемников в Ливию» и что «Турция будет координировать свои действия с Египтом по вопросу борьбы с терроризмом».

19 марта Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека SOHR сообщил, что протурецкие наемники из Сирии, поддерживающие режим западной Ливии (Триполи), получили от Турции приказ о подготовке к выезду из страны. Как отмечает SOHR, указ от Турции поступил из-за решения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана улучшить отношения с Египтом.

Отметим, что это являлось одним из условий, выдвинутых Египтом для налаживания отношений с Турцией.

Также Al-Hadath сообщил, что «Турция заморозит доставку турецких паспортов членам Братства (организация, деятельность которой запрещена в РФ)». Напомним, что прекращение поддержки этой исламистской группировки также является постоянным условием Египта и ОАЭ, необходимым к выполнению со стороны Турции для налаживания отношений. Группировка «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) считается в Египте террористической и запрещенной. Именно с исламистами этого движения происходила борьба за власть действующего президента Египта Абдулы-Фаттаха Ас-Сиси.

По информации Al-Hadath к исламистской группировки, которая всегда пользовалась поддержкой в Турции, от Анкары поступили следующие сигналы: «члены Братства (организация, деятельность которой запрещена в РФ) встретились с турецкой разведкой, которая отметила, что им необходимо уехать в Лондон и Малайзию», однако «членам Братства (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые не участвовали в террористических операциях или подстрекательстве против властей Египта, будет разрешено вернуться после проверки службами безопасности».

Мы видим, что Турция сделала навстречу Египту ряд шагов, которые должны положить начало налаживанию отношений между странами. В свою очередь, встречи египетских спецслужб с турецкими говорят, что идти на контакт Египет готов.

Если вспомнить события гражданской войны в Ливии, где Турция и Египет стояли по разные стороны конфликта и чуть было не объявили друг другу войну, то предсказать подобное было сложно. Когда процесс примирения в Ливии только начинался, Египет выражал свое согласие на проведение переговоров с представителями западной Ливии (которых как раз поддерживала Турция), но наотрез отказывался от контактов с турецкими представителями.

Однако на сегодняшний день мы видим, что и Египет, и Россия, которая в ливийском конфликте была скорее на антитурецкой стороне, сумели наладить диалог с турецкой стороной по Ливии и найти приемлемый компромисс. Это, возможно, приведет к переформатированию альянсов на Ближнем Востоке, и мы наблюдаем выстраивание контуров этого нового альянса.