Журнал Big Think вновь раскритиковал «китаецентричную» проекцию карты мира
Вертикальную картографическую проекцию земного шара, аналогичную проекции Меркатора, но помещающую Китай и Дальний Восток в область наименьших искажений, вкупе с прогнозом о формировании морских транспортных путей через Арктику по мере таяния ледяных шапок, вновь представил журналист Френк Джейкобс 11 декабря на сайте журнала Big Think.
По мнению Джейкобса, «китаецентричная» проекция станет более привычной и уместной в ближайшее время, по мере усиления доминирования Китая и повышения судоходности Северного Ледовитого океана. Аналогичный материал за вычетом редакторских правок издание представляло в августе 2019.
Обозреватель описывает усилия, которые прикладывает правительство Китая для обеспечения правильного, с его точки зрения, представления Китая на картах. По данным обозревателя, в Китае штрафуют компании, которые неверно или неполностью приводят подконтрольные Китаю территории и, особенно, акватории, включая Тайвань и острова в Южно-Китайском море.
Отметим, что согласно исторической справке, приводимой автором, первую карту мира, на которой Поднебесная была помещена в центре, преподнес китайскому императору иезуитский миссионер Маттео Ричи в 1602 году.
У иезуита получилась первая китайская карта, на которой помимо Китая была размещена Америка с Европой. Непривычная европейцам, такая проекция сейчас знакома любому китайскому школьнику, утверждает Джейкобс.
Второй тезис автора относится к перспективам «Трансарктического торгового пути». Джейкобс ссылается на прогнозы экспертов сайта maritime-executives.com, согласно которым к 2050 году в Арктике останется насколько мало льда, что появится возможность прямых контейнерных перевозок через Северный полюс.
Сроки морских перевозок между Европой и Азией через свободную ото льда Арктику сократятся на три недели, полагает Джейкобс. Прямой путь выигрывает у канадского Северо-Западного прохода и российского Северного морского пути за счет того, что пойдет целиком по глубоководью и избавит от необходимости прижиматься к побережью.
Статья заканчивается утверждением, что из всех стран мира, лишь одна «всерьез готовится» к новой глобальной логистической ситуации, и эта страна — Китай.