Вслед за Амстердамом места для туристов в отелях сокращают на Майорке

Изображение: Загороднюк Дмитрий © ИА Красная Весна
Отдыхающие на пляже
Отдыхающие на пляже
Отдыхающие на пляже

В то время как многие туристические направления пытаются найти способы привлечь большую долю на туристическом рынке в предстоящий летний сезон, испанский остров Майорка придерживается противоположного подхода. Региональный совет острова объявил в прошлую пятницу, что снизит лимит на размещение туристов на 18 тысяч мест, сообщает 13 мая портал The Mayor.eu.

Цель — ограничить массовый туризм, который негативно сказывается на жизни местных жителей. Кроме этого, власти намереваются ужесточить меры против неподобающего поведения гостей острова в общественных местах. Предполагается, что за вандализм, пьяные дебоши и драки туристы будут платить до 3 тысяч евро (295 тыс. руб.).

В этом контексте портал Euro Puls напоминает, что с 2020 года на острове уже действует первый в Европе закон против «пьяного туризма», поставивший под запрет организованные экскурсии по барам и продажу спиртного в магазинах с 21:30 до 08:00.

В 2017 году термин «овертуризм» замелькал в научных статьях и в публичном пространстве, пишет Euro Puls. Так называется проблема тех стран, которые пользуются настолько большим спросом у путешественников, что из блага он превращается в зло. Но первые в мире выступления против этого явления массового туризма появились еще в середине 1990-х годов, когда волна протестов прокатилась по городам Испании, Франции, Мальты и Италии. В предковидные годы такие выступления стали практически обыденностью в Барселоне, Майорке, Венеции и других туристических точках притяжения.

Европейская комиссия по туризму определяет этот феномен как ситуацию, когда влияние туризма (самих туристов и подстраивание местной инфраструктуры под их нужды) мешает функционировать местным сообществам. Первые исследования о влиянии туристов на местные сообщества появились еще в последней четверти ХХ века. Так, в 1975 году профессор экономики из Йоркского университета Джордж Докси разработал «индекс раздражения», который показывает, как меняется отношение местных жителей к туристам в зависимости от количества приезжих. Он выделил четыре стадии: эйфорию (туристов мало и местные им очень рады), апатию (туристы становятся «частью пейзажа» для местных жителей, но особенно на их жизнь не влияют), раздражение (туристы начинают вызывать у местных неприязнь) и антагонизм (туристов становится настолько много, что местные относятся к ним с нескрываемой неприязнью).

По данным исследования международной группы ученых, небольшая продолжительность пребывания туристов в городах становится одним из факторов овертуризма. Чем меньше у человека времени — тем больше он стремится «пробежать» по основным достопримечательностям, что создает ажиотаж в отдельных местах. А средняя продолжительность времени, проведенного в городах туристами, упала на 15% в период с 1995 по 2015 год.

В 2017 году Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) совместно с консалтинговой компанией McKinsey & Company создал первый в мире метод диагностики овертуризма. Среди 9 показателей помимо соотношения числа туристов и местных жителей есть, например, динамика роста междугородних поездок и перелетов за последние годы и соотношение авиаперелетов в туристический сезон и в несезон. Эту диагностику провели в 68 городах мира, среди которых антилидерами оказались Венеция и Дубровник. В обоих городах шесть показателей из девяти оказались в зоне риска. Для сравнения, Москва (единственный российский город в исследовании) рискует только по одному показателю: львиная доля туристической нагрузки не распределена равномерно, а приходится на теплое время года.