За эпидемией COVID-19 в ФРГ пришла волна детских страхов и депрессий

Кассат Мэри. Мать и дети (фрагмент). 1901 г.
Кассат Мэри. Мать и дети (фрагмент). 1901 г.

Каждый третий ребенок в Германии через год после начала эпидемии коронавируса демонстрирует психологические отклонения, заявила 10 февраля университетская клиника Гамбург-Эппендорф.

Согласно результатам проведенного клиникой исследования, у детей и подростков усилились беспокойство и страхи, а также увеличилось число проявлений депрессивных симптомов и психосоматических жалоб. В первую очередь это затрагивает детей из социально слабых слоев и из семей мигрантов.

Психические отклонения до начала эпидемии демонстрировали не более 20% детей. С начала эпидемии, с весны 2020 года, их число держится на уровне в 30%.

По словам руководителя исследования профессора Ульрике Равенс-Зиберер, те дети которые до эпидемии хорошо чувствовали себя в своих семьях, достаточно хорошо справляются с эпидемией. Чего нельзя сказать о детях из социально слабых семей.

Для сохранения душевного здоровья детей и в особенности детей из социально слабых слоев необходимы подходящие концепты. Особую роль в этом играют школы.

В школах происходит контакт с одноклассниками, ученикам уделяют необходимое внимание и проявляют уважение. Без всего этого существует риск того, что дети, «в особенности из слабых семей, потеряют мотивацию к учебе и удовольствие от нее», — пояснила Равенс-Зиберер.

В конце весны, начале лета 2020 года эпидемию коронавируса обременительной считали 80% детей и подростков из числа принимавших участие в исследовании. К началу 2021 года их число несколько снизилось и составило 70%.

При этом увеличилось число тех, кто считает, что эпидемия COVID-19 негативно влияет на качество жизни. В начале лета 2020 года их число составляло 60%, а в начале 2021 года 70%. До появления коронавируса, на пониженное качество жизни жаловалась максимум 30% детей и подростков.

Заметно ухудшилась ситуация со здоровьем. Дети продолжают питаться нездоровой пищей и едят слишком много сладостей. Одновременно с этим экстремально снизилось число детей занимающихся спортом.

Весной 2020 года число детей регулярно занимающихся спортом снизилось в пять раз по сравнению со временем до эпидемии. К началу 2021 года в десять раз меньше детей занимаются спортом чем год назад, до начала эпидемии COVID-19.

По словам Равенс-Зиберер, сейчас дети на много больше времени проводят перед смартфонами, планшетами, игровыми приставками. При этом им необходимо больше проводить времени с цифровыми медиа в связи с учебой.

Согласно данным исследования, дети чаще стали жаловаться на семейные ссоры, проблемы в школе и ухудшение отношений с друзьями. Психологическое напряжение от эпидемии коронавируса сказывается не только на детях, но и на родителях.

«Родители, кажется приспособились к двойным нагрузкам от домашнего обучения и работы и пытаются как можно лучше с ними справляться. Но они приближаются к границам своих возможностей», — подытожила Равенс-Зиберер.

В исследовании принимали участие более 1000 детей и и подростков и 1600 родителей. Несовершеннолетние были разделены на группы детей (7-10 лет) и подростков (11-17 лет).

Исследователи университетской клиники Гамбург-Эппендорф проводили исследование влияния эпидемии коронавируса на психику детей и подростков в течение года.

Первый замер был проведен в июне 2020 года, после того как правительство ФРГ смягчило введенный весной карантин. Второй замер ученые провели в декабре 2020 и январе 2021 года.

80% детей и родителей принимали участие в обоих, в летнем и зимнем замерах.