Эксперты правительства: на повышение производительности труда надо 50 млрд

Изображение: Юлия Комбакова © ИА Красная Весна
Сейф, деньги
Сейф, деньги
Сейф, деньги

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» потребует расходов в 49.5 миллиарда рублей, сообщает 18 августа РИА Новости со ссылкой на источник в правительстве.

Во исполнение новых майских указов правительство начало разработку комплекса национальных проектов. Данный нацпроект ставит своей целью поднять темпы роста производительности труда с нынешних 3.1% до целевых 5% к 2024 году.

28.8 миллиардов рублей планируется потратить на адресную поддержку предприятий, 6,7 — на системные меры по повышению производительности труда и 14 – на поддержку занятости населения.

Источник в министерстве экономического развития сообщает, что бюджет проекта находится в стадии обсуждения — на данный момент не утвержден.

Напомним, что первые национальные проекты были анонсированы в 2005 году. Изначально они касались сфер здравоохранения, образования, жилья и АПК. Считается, что их реализация повлияла на общее увеличение продолжительности жизни и улучшение демографической ситуации в стране. В дальнейшем список нацпроектов был расширен.

Комментарий редакции

В рамках проекта будет реализован спектр мер по информированию и стимулированию предприятий повышать производительность труда. Планируется давать приоритетный доступ к уже существующим программам поддержки тем предприятиям, в котороых наблюдается рост производительности труда.

Данный механизм кажется эффективным в рамках рыночной экономики. Но в текущей ситуации мы имеем постояно дешевеющую национальную валюту, что может вести, в частности, и к падению цены на рабочую силу. И не очень понятно, что будет более выгодно бизнесу: вложиться в покупку станков и оборудования для повышения производительности труда для получения каких-либо льгот, или нанять больше работников на серые и черные схемы оплаты труда, при этом не вкладываясь в производительность труда.

Второй механизм, предлагаемый правительством в рамках проекта, —это помощь в выходе на новые рынки, что, как предполагается, должно стимулировать повышение производительности труда. Связь выхода на новые рынки и достижение целевого параметра кажется довольно опосредованной. Выходя на новые рынки, предприятие получит доход, но это совсем не означает, что эти деньги будут направлены на увеличение производительности труда.

Третья мера — это обучение руководителей высшего звена в регионах и на предприятиях, а также линейных руководителей и рабочего персонала.

По мнению правительства, это должно помочь реформировать систему занятости в регионах, включая вопросы снижения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы и создания новых рабочих мест.

Данная идея кажется довольно невнятной и может вылиться в нецелевое расходование бюджета на тренинги разного качества без каких-либо гарантий. Главное в этом вопросе — отсутствие четких контрольных параметров и невозможность оценить эффективность.