Программа Байдена по инфраструктуре может стать резко скромнее
Готовность пойти на компромиссы по предложенной широкой программе строительства и модернизации гражданской инфраструктуры США выразил президент США Джозеф Байден при встрече с сенатором от Республиканской партии Шелли Капито в Белом доме, 1 мая пишет газета The Washington Post.
Представляющая Западную Вирджинию Шелли Капито предложила альтернативный проект по инфраструктуре, предусматривающий бюджетные ассигнования в размере $568 млрд вместо предложенной Байденом программы объемом в $2,3 трлн. В отличие от более ранних предложений республиканцев по снижению объемов стимулирования финансового сектора, которые Байден отверг практически с порога, неназванные источники газеты в Белом доме дают понять, что ее предложение рассматривается серьезно.
Программа Байдена также встречает сопротивление со стороны его собственных однопартийцев, в том числе и также представляющего Западную Вирджинию демократа Джозефа Манчина, высказавшего озабоченность по поводу предусматриваемого планом Байдена повышения налогов.
В этих условиях законопроект может получить простое большинство и пройти Сенат, только если он встретит поддержку от республиканцев. Кроме этого, двухпартийный законопроект поможет новому президенту США продемонстрировать, что он не просто навязывает стране повестку собственной партии, а выступает в качестве консенсусного политика.
Напомним, при вступлении в должность президента Байден распорядился повесить портрет президента Франклина Делано Рузвельта в Овальном кабинете Белого дома. Лояльные новому президенту СМИ регулярно подчеркивали схожесть экономических планов Байдена с программой Рузвельта по выводу страны из Великой депрессии.
Байден всю свою сознательную жизнь в Сенате США, а потом и в администрации Барака Обамы выступал исключительно в качестве политика, умеющего играть на балансе противоборствующих интересов в рамках существующих правил. В этом смысле сравнение Байдена с Рузвельтом — просто смехотворно. Рузвельт с самого начала демонстрировал готовность решать остро стоящие перед страной задачи, прибегая в том числе и к нерыночным механизмам, никогда ранее не применяемым в США.
Широкое инфраструктурное строительство при Рузвельте во многом опиралось на советский опыт трудовых армий и Главного управления Северного морского пути. Предложения же Байдена, даже в своих наиболее амбициозных формах, сводятся лишь к выделению бюджетных средств под кредитование частных компаний. А значит, можно ожидать, что значительная часть «инфраструктурных» денег утечет в спекуляции на фондовом рынке.