Спасет ли армию малый бизнес? Впечатления от экспозиции «АРМИИ-2017»
В первой части репортажа с экспозиции «АРМИИ-2017» мы пообещали больше рассказать о бросившихся нам в глазах контрастах. Главный такой контраст, на наш взгляд, — между стендами крупных корпораций (компаний вроде Роскосмоса, «Алмаз-Антея» или Сбербанка) и предприятий относительно небольших.
Чтобы представить себе, о чем идет речь в первом случае — крупных корпораций — необходимо вспомнить какой-нибудь современный автосалон с модными длинноногими девушками, расставленными тут и там, а вместо автомобилей представить стеллажи с макетами и обещаниями (к сожалению, форум не удивил большим количеством новинок, многие экспозиции явно выставляются не первый раз).
Стенды не таких больших и передовых (в том числе в сфере рекламы) предприятий выглядели гораздо менее пафосно, в качестве консультантов там стояли молодые инженеры, будто только-только оторванные «от станка».
Один из таких инженеров даже сам обратил на нас внимание и со всей основательностью рассказал про новую установку для бурения шурфов (скважин) под закладку взрывчатки. Главное ее достоинство в том, что бур там обладает 5 степенями свободы, то есть бурит не только вертикально, а под любым углом в двух плоскостях.
Были и какие-то промежуточные варианты вроде девушки, которая часами (вероятно?) стояла вытянувшись, с широкой улыбкой, и эпатировала посетителей своим видом. При этом она с удовольствием отвечала на вопросы посетителей.
Итак, из гигантов ВПК нельзя не отметить концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», ассоциирующийся, конечно, с зенитно-ракетным комплексом С-400. На выставке он был представлен весьма и весьма богато.
«Алмаз-Антею» надо отдать должное: в перестройку (когда он еще не был объединен, собственно, в концерн) да и в последующие годы он собирал разваливающиеся заводы ВПК и создавал собственную промышленную цепочку. Части комплексов вроде С-400 производятся на разных заводах: например, в Брянске делают тягачи и вездеходы, в Минске или Ярославле — двигатели, и так далее. Тем более, что помимо собственно машины с ракетами, всегда требуется техника с радаром, машины для подвоза ракет, штабная машина и так далее. Тут и инженерная часть, и научная.
Роскосмос на выставке представил множество красивых макетов и картинок.
ВИАМ (институт авиационных материалов) выставил реактивный двигатель, рассчитанный на небольшие авиационные модели. Такие устройства набирают популярность в США, где их используют в малой авиации, беспилотниках. На Youtube есть целый жанр роликов, в которых человек с ранцем и на специальной платформе пытается летать над водой: если у платформы нет шланга, уходящего в воду, то работает она как раз на реактивной тяге. Плюс реактивного двигателя в том, что соотношение мощности к массе у него максимальное. Не говоря уже о том, что поршневой двигатель вообще легко разрастается до огромных размеров.
В принципе, ничего суперсложного в самом двигателе нет, что-то подобное можно было встретить в движках кордовых моделей. Проблема лежит скорее в управлении объектом, на котором он установлен: еще 30 лет назад невозможно было создать соответствующий контроллер.
Сейчас наши авиамоделисты используют реактивные двигатели из США либо самодельные. Большого спроса на них нет, и именно этим на деле объясняется отсутствие отечественных разработок. Тем не менее, ВИАМ пытается обратить на реактивные двигатели внимание, для этого на представленном на выставке экземпляре решили даже выбить огромный российский герб.
В целом, ВИАМ, конечно, занимается фундаментальными разработками. Выпускает же двигатели обычно находящийся рядом центр «Салют».
Путешествие по выставке занесло нас в так называемый «Инновэйшн клаб». На его площадке некий докладчик рассказывал о нелегком пути маленького производителя к серьезным оборонным заказам. Речь у него шла про компьютерный софт, однако ситуация, похоже, сходная для любых небольших «контор». Тем не менее, почти все увиденные нами на выставке умеренных размеров предприятия оставили у нас положительное впечатление.
У стенда с гигантским квадрокоптером «БАС ЮРИК» нас встретили инженеры из Ставрополя, одетые подобающе (джинсы и прочий удобный гардероб, не характерный для больших компаний). Чертежи им поставляют из Пятигорска (очевидно, речь шла об НПО «Авиационно-космические технологии»). Утверждается, что дрон поднимает груз до 120 кг. Сам же он весит порядка 110 кг. Возникает предположение, что разработка еще сырая, поскольку неясно, как махину в 230 кг должны поднимать маленькие пропеллеры… По крайней мере, инженеры так и не сказали, летает ли уже дрон. Похоже, что все еще находится на стадии макетов и экспериментов.
Впечатление закрепляют стоящие рядом макет двигателя и какой-то фантасмагорический аэромобиль, который двигаться должен при помощи огромного воздушного винта.
Совсем другой настрой — у стенда с багги из серии «Чаборз». Парни из Гудермеса (Чечня) рассказали, что они плотно сотрудничают с центром подготовки спецназа (очевидно, учебным центром Сил специальных операций). На выставке презентуются багги двух типов, грузоподъемностью в 250 кг и 1 тонну. Главной особенностью этой небольшой компании является плотное сотрудничество с теми, для кого предназначены машины — спецназом. Например, если бойцов не устраивает пулемет, то его срезают, перемещают на другое место, изменяют под эту конструкцию багги. Создается впечатление, что техника делается спецназом «под себя» — и потому на совесть.
Когда сталкиваешься на экспозиции с подобными энтузиастами — по-человечески как-то больше проникаешься верой в будущее ВПК, чем от просмотра стендов ведущих компаний, выполненных по последнему слову маркетинга.
Понятно, что «АРМИЯ-2017» призвана подчеркивать положительные стороны и затушевывать недостатки, — однако нет ничего более правдоподобного и притягательного, чем «живая жизнь». Порою честное обсуждение серьезных (и несерьезных) проблем может сделать для пропаганды больше, чем толпы фотомоделей и красивые картинки. То же и с «гидами»: инженеры, как бы их порой не «заносило» в эксперименты ли, в банальную скуку ли, по определению располагают к себе больше, чем вымуштрованные красавицы. И было бы интересно увидеть от армии шаги в сторону такого «ребрендинга», а не в направлении к автосалону. Автосалону, на котором посетителей встречают песни, самой бодрой из которых является «Небо славян», в основном же — звучащие в стиле песен людей, выдающих себя за ветеранов Афгана. А ведь все возможности уйти от этого есть.
(Продолжение следует…)