Спасет ли армию малый бизнес? Впечатления от экспозиции «АРМИИ-2017»

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Девушка от военно-строительного комплекса
Девушка от военно-строительного комплекса
Девушка от военно-строительного комплекса

В первой части репортажа с экспозиции «АРМИИ-2017» мы пообещали больше рассказать о бросившихся нам в глазах контрастах. Главный такой контраст, на наш взгляд, — между стендами крупных корпораций (компаний вроде Роскосмоса, «Алмаз-Антея» или Сбербанка) и предприятий относительно небольших.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Военные перед парком «Патриот»
Военные перед парком «Патриот»
«Патриот»паркомпередВоенные
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Людей уже много, хотя дни массового посещения еще предстоят
Людей уже много, хотя дни массового посещения еще предстоят
предстоятещепосещениямассовогоднихотямного,ужеЛюдей
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Перекур
Перекур
Перекур
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Служба по контракту
Служба по контракту
контрактупоСлужба

Чтобы представить себе, о чем идет речь в первом случае — крупных корпораций — необходимо вспомнить какой-нибудь современный автосалон с модными длинноногими девушками, расставленными тут и там, а вместо автомобилей представить стеллажи с макетами и обещаниями (к сожалению, форум не удивил большим количеством новинок, многие экспозиции явно выставляются не первый раз).

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Высокоточные системы
Высокоточные системы
системыВысокоточные
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Гусеничные автомобили
Гусеничные автомобили
автомобилиГусеничные
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
БТС Кайман
БТС Кайман
КайманБТС

Стенды не таких больших и передовых (в том числе в сфере рекламы) предприятий выглядели гораздо менее пафосно, в качестве консультантов там стояли молодые инженеры, будто только-только оторванные «от станка».

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Мягкие пуленепробиваемые модули. Наполнитель
Мягкие пуленепробиваемые модули. Наполнитель
Наполнительмодули.пуленепробиваемыеМягкие
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Мягкие пуленепробиваемые модули
Мягкие пуленепробиваемые модули
модулипуленепробиваемыеМягкие

Один из таких инженеров даже сам обратил на нас внимание и со всей основательностью рассказал про новую установку для бурения шурфов (скважин) под закладку взрывчатки. Главное ее достоинство в том, что бур там обладает 5 степенями свободы, то есть бурит не только вертикально, а под любым углом в двух плоскостях.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Белорусские стенды
Белорусские стенды
стендыБелорусские

Были и какие-то промежуточные варианты вроде девушки, которая часами (вероятно?) стояла вытянувшись, с широкой улыбкой, и эпатировала посетителей своим видом. При этом она с удовольствием отвечала на вопросы посетителей.

Итак, из гигантов ВПК нельзя не отметить концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», ассоциирующийся, конечно, с зенитно-ракетным комплексом С-400. На выставке он был представлен весьма и весьма богато.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Стенд «Алмаз-Антей»
Стенд «Алмаз-Антей»
«Алмаз-Антей»Стенд

«Алмаз-Антею» надо отдать должное: в перестройку (когда он еще не был объединен, собственно, в концерн) да и в последующие годы он собирал разваливающиеся заводы ВПК и создавал собственную промышленную цепочку. Части комплексов вроде С-400 производятся на разных заводах: например, в Брянске делают тягачи и вездеходы, в Минске или Ярославле — двигатели, и так далее. Тем более, что помимо собственно машины с ракетами, всегда требуется техника с радаром, машины для подвоза ракет, штабная машина и так далее. Тут и инженерная часть, и научная.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Модели комплекса С-400
Модели комплекса С-400
С-400комплексаМодели

Роскосмос на выставке представил множество красивых макетов и картинок.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Разгонный блок с автоматическим исправлением нештатных ситуаций
Разгонный блок с автоматическим исправлением нештатных ситуаций
ситуацийнештатныхисправлениемавтоматическимсблокРазгонный
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Макеты Роскосмоса
Макеты Роскосмоса
РоскосмосаМакеты
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Пион-НКС
Пион-НКС
Пион-НКС
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Лотос-С
Лотос-С
Лотос-С
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Выставка Роскосмоса
Выставка Роскосмоса
РоскосмосаВыставка

ВИАМ (институт авиационных материалов) выставил реактивный двигатель, рассчитанный на небольшие авиационные модели. Такие устройства набирают популярность в США, где их используют в малой авиации, беспилотниках. На Youtube есть целый жанр роликов, в которых человек с ранцем и на специальной платформе пытается летать над водой: если у платформы нет шланга, уходящего в воду, то работает она как раз на реактивной тяге. Плюс реактивного двигателя в том, что соотношение мощности к массе у него максимальное. Не говоря уже о том, что поршневой двигатель вообще легко разрастается до огромных размеров.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Газотурбинный реактивный двигатель
Газотурбинный реактивный двигатель
двигательреактивныйГазотурбинный

В принципе, ничего суперсложного в самом двигателе нет, что-то подобное можно было встретить в движках кордовых моделей. Проблема лежит скорее в управлении объектом, на котором он установлен: еще 30 лет назад невозможно было создать соответствующий контроллер.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Авиадвигатель
Авиадвигатель
Авиадвигатель
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Микротурбины Рейнольдс
Микротурбины Рейнольдс
РейнольдсМикротурбины

Сейчас наши авиамоделисты используют реактивные двигатели из США либо самодельные. Большого спроса на них нет, и именно этим на деле объясняется отсутствие отечественных разработок. Тем не менее, ВИАМ пытается обратить на реактивные двигатели внимание, для этого на представленном на выставке экземпляре решили даже выбить огромный российский герб.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Подача топлива
Подача топлива
топливаПодача

В целом, ВИАМ, конечно, занимается фундаментальными разработками. Выпускает же двигатели обычно находящийся рядом центр «Салют».

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Дискуссия на Innovation Club
Дискуссия на Innovation Club
ClubInnovationнаДискуссия

Путешествие по выставке занесло нас в так называемый «Инновэйшн клаб». На его площадке некий докладчик рассказывал о нелегком пути маленького производителя к серьезным оборонным заказам. Речь у него шла про компьютерный софт, однако ситуация, похоже, сходная для любых небольших «контор». Тем не менее, почти все увиденные нами на выставке умеренных размеров предприятия оставили у нас положительное впечатление.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Экспериментальный квадрокоптер БАС ЮРИК
Экспериментальный квадрокоптер БАС ЮРИК
ЮРИКБАСквадрокоптерЭкспериментальный

У стенда с гигантским квадрокоптером «БАС ЮРИК» нас встретили инженеры из Ставрополя, одетые подобающе (джинсы и прочий удобный гардероб, не характерный для больших компаний). Чертежи им поставляют из Пятигорска (очевидно, речь шла об НПО «Авиационно-космические технологии»). Утверждается, что дрон поднимает груз до 120 кг. Сам же он весит порядка 110 кг. Возникает предположение, что разработка еще сырая, поскольку неясно, как махину в 230 кг должны поднимать маленькие пропеллеры… По крайней мере, инженеры так и не сказали, летает ли уже дрон. Похоже, что все еще находится на стадии макетов и экспериментов.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Аэробагги Evo-X1
Аэробагги Evo-X1
Evo-X1Аэробагги

Впечатление закрепляют стоящие рядом макет двигателя и какой-то фантасмагорический аэромобиль, который двигаться должен при помощи огромного воздушного винта.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Чаборз М-6
Чаборз М-6
М-6Чаборз
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Вид сзади
Вид сзади
сзадиВид

Совсем другой настрой — у стенда с багги из серии «Чаборз». Парни из Гудермеса (Чечня) рассказали, что они плотно сотрудничают с центром подготовки спецназа (очевидно, учебным центром Сил специальных операций). На выставке презентуются багги двух типов, грузоподъемностью в 250 кг и 1 тонну. Главной особенностью этой небольшой компании является плотное сотрудничество с теми, для кого предназначены машины — спецназом. Например, если бойцов не устраивает пулемет, то его срезают, перемещают на другое место, изменяют под эту конструкцию багги. Создается впечатление, что техника делается спецназом «под себя» — и потому на совесть.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Чаборз М-3
Чаборз М-3
М-3Чаборз
Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Амортизация
Амортизация
Амортизация

Когда сталкиваешься на экспозиции с подобными энтузиастами — по-человечески как-то больше проникаешься верой в будущее ВПК, чем от просмотра стендов ведущих компаний, выполненных по последнему слову маркетинга.

Изображение: Антон Аксенов © ИА Красная Весна
Броневик Volat
Броневик Volat
VolatБроневик

Понятно, что «АРМИЯ-2017» призвана подчеркивать положительные стороны и затушевывать недостатки, — однако нет ничего более правдоподобного и притягательного, чем «живая жизнь». Порою честное обсуждение серьезных (и несерьезных) проблем может сделать для пропаганды больше, чем толпы фотомоделей и красивые картинки. То же и с «гидами»: инженеры, как бы их порой не «заносило» в эксперименты ли, в банальную скуку ли, по определению располагают к себе больше, чем вымуштрованные красавицы. И было бы интересно увидеть от армии шаги в сторону такого «ребрендинга», а не в направлении к автосалону. Автосалону, на котором посетителей встречают песни, самой бодрой из которых является «Небо славян», в основном же — звучащие в стиле песен людей, выдающих себя за ветеранов Афгана. А ведь все возможности уйти от этого есть.

(Продолжение следует…)

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER