Рахмон предложил упростить механизм поставок сельхозпродукции в страны ЕАЭС

Механизм по упрощению поставок сельхозпродукции из Таджикистана на рынки стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предложил президент Таджикистана Эмомали Рахмон 25 мая, выступая по видеосвязи на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета.
«Существующие сложности в процедурах оформления, вопросах транспортировки и таможенного оформления двойной сертификации являются серьезными препятствиями в бесперебойной поставке этой продукции на рынок стран Союза. В этой связи считаю необходимым совместно проработать и реализовать механизмы по упрощению поставок сельхозпродукции из Таджикистана на рынки стран ЕАЭС, в том числе посредством создания логистических центров на территории нашей страны», — сказал Рахмон.
Президент Таджикистана отметил, что Таджикистан имеет большой потенциал для выращивания высококачественных и экологически чистых сельхозпродуктов, поставляемых на рынки стран ЕАЭС, и есть база для увеличения их экспорта.
Сейчас Таджикистан не является членом ЕАЭС. Россия предложила Таджикистану присоединиться к ЕАЭС в качестве наблюдателя.
По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, Россия предложила властям Таджикистана активнее сотрудничать с ЕАЭС для обеспечения свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории союза и для развития общего рынка.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.