1. Социальная война
  2. Методы лечения COVID-19
Калининград, / ИА Красная Весна

Ученые разработали метод скрининга когнитивных нарушений при COVID-19

Изображение: © ИА Красная Весна
Модель головного мозга в собрании Кунсткамеры
Модель головного мозга в собрании Кунсткамеры

Реабилитационный нейропсихологический тренинг, а также метод массового скрининга для населения, позволяющий выявлять синдром когнитивных нарушений при COVID-19 и различных заболеваниях центральной нервной системы, разработали ученые из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, сообщает пресс-служба вуза 1 февраля на официальном интернет-портале.

Разработка основана на результатах нейропсихологического тестирования 130 человек в возрасте от 39 до 65 лет, которые перенесли новую коронавирусную инфекцию средней или легкой степени в период от одного до шести месяцев, предшествующих отбору. Для диагностики синдрома когнитивных нарушений исследователи сформировали «блок нейропсихологических диагностических шкал», которые позволяют выявлять тип нарушенных функций и оценивать степень нарушения.

Как сообщил главный научный сотрудник Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ им. И. Канта Игорь Вознюк, в когорте пациентов с перенесенной новой коронавирусной инфекцией было обнаружено сочетание нарушений отдельных высших психических функций и расстройства эмоциональной сферы. По словам ученого, такое сочетание может составлять ядро и клиническую особенность синдрома когнитивных нарушений, развивающихся после инфицирования вирусом SARS Cov-2.

Тестирование пациентов, перенесших COVID-19, позволило установить, что когнитивный дефицит сочетался с высокими показателями тревоги и астении. Обнаружена актуальная вовлеченность в патологический процесс теменно-височно-затылочных и заднелобных отделов головного мозга. О такой вовлеченности свидетельствовал комплекс функциональных нарушений: снижение скорости мышления, нарушение понимания логико-грамматических конструкций, ухудшение семантической памяти, расстройства кинетического праксиса.

Полученные в ходе исследования результаты позволили ученым разработать алгоритм для создания электронного ресурса «Рискометр когнитивных нарушений». С помощью «рискометра» каждый сможет самостоятельно оценить уровень когнитивной функции. В случае выявления признаков метаболических, морфологических или функциональных нарушений пациенту можно предложить расширенную диагностику в медицинском учреждении и программу реабилитации.

Вознюк пояснил, что «Рискометр когнитивных нарушений» — это метод массового скрининга для населения, который в перспективе будет доступен на территории всей России. На первом этапе с помощью этого метода планируется обследовать жителей Калининграда и Калининградской области. Ученый также отметил, что в дальнейшем технология будет расширена, и с ее помощью можно будет выявлять синдром когнитивных нарушений не только при COVID-19, но и при различных заболеваниях и травмах центральной нервной системы.

На основе результатов исследования ученые разработали реабилитационный нейропсихологический тренинг для пациентов с когнитивными нарушениями. Тренинг включает задачи, восстанавливающие функции пострадавших специализированных структур головного мозга, и мультимодальную стимуляцию центральной нервной системы. В качестве стимуляции использовалась ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга и транслингвальная стимуляция. Разработанный тренинг был апробирован в Санкт-Петербурге на базе ГБУ СПб НИИ СП им. И. И. Джанелидзе и ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова.

Сначала пациентам проводили нейропсихологическую диагностику, с помощью которой определяли индивидуальные области дисфункции головного мозга. Эти области становились «мишенями» для выбора специализированного комплекса стимуляции и корректирующих заданий. Затем человек в течение 10-12 дней проходил курс занятий, в ходе которых на протяжении 25-30 минут он последовательно выполнял различные задачи: подбирал ассоциации и аналогии, решал ребусы и головоломки, искал изображения, выполнял серийный счет и другие задания. Одновременно пациент получал стимулирующее воздействие на аффектированную область головного мозга, после чего ему формировали задание для самостоятельной работы.

«Пациенты, прошедшие когнитивный тренинг и мультимодальные стимулирующие воздействия, отмечали выраженную положительную динамику в виде полного или частичного регресса ключевых симптомов и желание продолжать реабилитацию», — сообщил Вознюк.

Специалист подчеркнул, что выявлен синергический эффект предложенного метода. Пациенты, получившие тренинг только по одному направлению (прошедшие курс нейропсихологических занятий без стимулирования ЦНС или получившие только процедуры рТМС) отмечали положительные изменения в меньшей степени. По словам невролога, такие результаты показывают большую эффективность применения мультимодальных методов стимулирования совместно с когнитивным тренингом.