Кургинян: соединение левого и правого полушария создает человека будущего
Для создания человека будущего нужно добиться соединения левого и правого полушария мозга, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 6 июля в эфире программы «Право знать» на телеканале ТВЦ.
По словам Кургиняна, он очень любит геофизику, которая, как сказал политолог, сделала его человеком с помощью экспедиций и самой научной темы — геофизической обратной задачи и теории интерпретаций. Также Кургинян отметил, что его взрастили ученики математика Андрея Николаевича Тихонова, и что он сам имеет скромные заслуги перед советской математикой.
«У меня всегда эти вещи — гуманитарные и точные науки — как-то сочетались. Это сочетание связано с моим представлением о том, что только соединение левого и правого полушария создает человека будущего, что отдельное существование того, что связано с рациональностью и эмоциональностью, невозможно, что это погубит человечество, что нужна рациональная эмоциональность и эмоциональная рациональность. И, между прочим, они есть», — сказал Кургинян.
По его словам, примером эмоциональной рациональности является еврейская мысль, которая очень сильно отличается от англосаксонской или какой-нибудь другой мысли.
«А рациональная эмоциональность — умное чувство русское, это и есть такая интеллектуальная эмоциональность. И подозреваю, что сложные отношения русских и евреев связаны еще с тем, что и те и другие одинаково не приемлют ни чистой рациональности, ни чистой эмоциональности», — сказал политолог.
Кургинян отметил, что для него идея мультидисциплинарных исследований, соединения правого и левого полушарий нашла свое отражение в движении, к которому он примыкал в 1970-е годы — движение Ежи Гротовского и других, создававших паратеатры. По его словам, эти театры создавались не для развлечения, а для погружения в некую метафизическую сферу.
Далее Кургинян рассказал про свой театр. Он отметил, что его театр в театральной Москве всегда держался особняком.
«Мы считали, что театр — это мистерия, что нужно именно это „пара-“. И мое соединение параполитики с паратеатром не случайно. Сейчас эксперименты по резервным возможностям человека продолжаются в рамках того начинания, которое и называется мой театр. Внутри него уже явно демонстрируются другие типы существования, другой тип эмоциональности», — отметил Кургинян.
Политолог отметил, что всё это для него имело большое значение, равно как и математика, и он никогда одно другому не противопоставлял.
«Мне казалось, что оно существует вместе, так же как правое и левое полушария. И так же, как понятие игры. Наука — это когда субъект („Я“) изучает стакан. Стакан не знает, что я его изучаю, поэтому тут можно применять понятийный метод. А когда две армии изучают друг друга или две разведки — какая наука?» — добавил политолог.
Кургинян рассказал, что был на контртеррористической конференции в Герцелии, где один из израильских спецслужбистов сказал, что они возьмут в основу деятельности своих спецслужб Карла Поппера.
«Я говорю: „С ума сошел? Какой Поппер? Поппер — это рациональность, ты не можешь ‚играть‘ в этом смысле“. И вот вся теория математических игр — с нулевой суммой, с ненулевой, связана с тем, что это субъект-субъектное отношение, а не субъект-объектное. Это не наука, это другой интеллектуализм. А в принципе есть и третий, который связан с тем, что субъект (человек) хочет постичь сверхразум. Называется ли это каббала или исихазм, в каком-то смысле неважно, но всегда есть третий тип интеллектуализма», — сказал политолог.
По словам Кургиняна, если Россия хочет войти в XXI век и теперь страна понимает, что необходимо взять многое из того, что было, то нужно учиться на уроках других.
«Мы должны понять, что никакая чечевичная похлебка не спасает. Что в основе всего лежат смыслы, что миром правит невещественное, что вот этот уровень, вот этот градус того, что дает империя, может дать ей победительность только, если она хозяйка смысла и альтернативного тренда», — сказал Кургинян.
Он напомнил про русского великого поэта и мыслителя Фёдора Тютчева, назвав его в чем-то недооцененным, пребывающим в тени Александра Пушкина, хотя сам Тютчев, по словам Кургиняна, гений.
«И он отвечал Бисмарку, сказавшему, что государства делаются железом и кровью, — „а мы попробуем любовью“. И он же говорил:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».