В Москве сыграли спектакль о Сулержицком — ученике Станиславского

Неихвестный художник. Константин Станиславский. 1922 год
Неихвестный художник. Константин Станиславский. 1922 год

Документальный спектакль «С художника спросится» постановки режиссера Аси Князевой, посвященный режиссеру и педагогу Леопольду Сулержицкому, сыграли в театре Вахтангова, 18 декабря пишет «Российская газета». Премьера в Вахтанговском театре прошла в памятную дату — 105 лет со дня ухода мастера. В предстоящем году исполнится 150 лет со дня рождения Леопольда Антоновича Сулержицкого.

Видный театральный деятель, режиссер, педагог, он по праву должен бы стоять в одном ряду со Станиславским и Немировичем-Данченко. Без него, утверждают специалисты, не было бы ни системы Станиславского, ни Вахтанговской студии. В этом смысле новая постановка — акт восстановления исторической справедливости.

Широкая публика не сохранила в памяти имя Сулержицкого, которым восхищался Лев Толстой («Ну какой он толстовец? Он просто — „Три мушкетера“, не один, а все трое!») и дарил ему свои фото — «Льву Сулержицкому от Льва Толстого», подчеркивая тем самым отсутствие дистанции.

Евгений Вахтангов считал его своим учителем и признавался, что без педагогического влияния Сулера (так его называли друзья), он не смог бы создать своего театра. Максим Горький и Антон Чехов считали его своим учителем.

Михаил Чехов, получивший повестку в армию, вспоминал, как Сулержицкий в жуткий дождливый день проводил его до призывного пункта и целый день ждал его там, у ворот, чтобы узнать решение комиссии.

«Уметь любить — значит уметь все», — писал Толстой о Сулержицком.

Спектакль откровенно повествует о Сулержицком и его самых близких людях. В частности, он рассказывает о конфликте английского режиссера Крэга и Станиславского, не сошедшихся в трактовке «Гамлета», трениях в первой студии МХАТа, вечной неудовлетворенности мастера, так истово пытающегося защитить святое искусство театра от мерзостей окружающей жизни.

В театре необходимо общение душ, а пробиться к чужой душе можно только, обнажая свою, считал режиссер.

Шестеро актеров то и дело перевоплощаются в разных персонажей: Вахтангова и Серафиму Бирман с Лидией Дейкун, Крэга и руководителя частной театральной школы Адашева.

Документальное повествование прерывается сценами спектакля «Принцесса Турандот», а еще в спектакле звучит вальс, написанный Сулержицким к пьесе «Сосед и соседка».