В Москве сыграли спектакль о Сулержицком — ученике Станиславского

Неихвестный художник. Константин Станиславский. 1922 год
Неихвестный художник. Константин Станиславский. 1922 год
Неихвестный художник. Константин Станиславский. 1922 год

Документальный спектакль «С художника спросится» постановки режиссера Аси Князевой, посвященный режиссеру и педагогу Леопольду Сулержицкому, сыграли в театре Вахтангова, 18 декабря пишет «Российская газета». Премьера в Вахтанговском театре прошла в памятную дату — 105 лет со дня ухода мастера. В предстоящем году исполнится 150 лет со дня рождения Леопольда Антоновича Сулержицкого.

Видный театральный деятель, режиссер, педагог, он по праву должен бы стоять в одном ряду со Станиславским и Немировичем-Данченко. Без него, утверждают специалисты, не было бы ни системы Станиславского, ни Вахтанговской студии. В этом смысле новая постановка — акт восстановления исторической справедливости.

Широкая публика не сохранила в памяти имя Сулержицкого, которым восхищался Лев Толстой («Ну какой он толстовец? Он просто — „Три мушкетера“, не один, а все трое!») и дарил ему свои фото — «Льву Сулержицкому от Льва Толстого», подчеркивая тем самым отсутствие дистанции.

Евгений Вахтангов считал его своим учителем и признавался, что без педагогического влияния Сулера (так его называли друзья), он не смог бы создать своего театра. Максим Горький и Антон Чехов считали его своим учителем.

Михаил Чехов, получивший повестку в армию, вспоминал, как Сулержицкий в жуткий дождливый день проводил его до призывного пункта и целый день ждал его там, у ворот, чтобы узнать решение комиссии.

«Уметь любить — значит уметь все», — писал Толстой о Сулержицком.

Спектакль откровенно повествует о Сулержицком и его самых близких людях. В частности, он рассказывает о конфликте английского режиссера Крэга и Станиславского, не сошедшихся в трактовке «Гамлета», трениях в первой студии МХАТа, вечной неудовлетворенности мастера, так истово пытающегося защитить святое искусство театра от мерзостей окружающей жизни.

В театре необходимо общение душ, а пробиться к чужой душе можно только, обнажая свою, считал режиссер.

Шестеро актеров то и дело перевоплощаются в разных персонажей: Вахтангова и Серафиму Бирман с Лидией Дейкун, Крэга и руководителя частной театральной школы Адашева.

Документальное повествование прерывается сценами спектакля «Принцесса Турандот», а еще в спектакле звучит вальс, написанный Сулержицким к пьесе «Сосед и соседка».

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER


Другие статьи из сборника «Украинство»