В США вспомнили, как натовские аэростаты перехватывали в Советском Союзе
На фоне «аэростатной истерии» в США вспомнили о том, как Советский Союз решал проблему уничтожения натовских воздушных шаров, которые тысячами запускали на его территорию, 7 февраля сообщает The War Zone, сетевой ресурс Brookline Media Group.
С 1956 по 1977 годы над территорией Советского Союза было идентифицировано в общей сложности 4112 иностранных аэростата, 793 из которых были сбиты.
Разведывательные шары залетали на советскую территорию регулярно, но были зафиксированы также несколько «нашествий». Первый пик активности пришелся на начало 1956 года, когда через границу СССР было запущено почти 3 тыс. разведывательных аэростатов. Также периоды повышенной активности фиксировались зимой 1980–1981 годов, тогда были обнаружены несколько сотен шаров.
Как говорится в статье, даты этих провокаций были продиктованы политическим моментом. В первом случае это был период накануне XX съезда КПСС, на котором Никита Хрущев разоблачил «культ личности» Иосифа Сталина. Во втором случае это были дни ввода войск стран Варшавского договора в Польшу в ответ на активизировавшееся там движение «Солидарность».
Как говорится в статье, на уничтожение одного высотного разведывательного шара приходилось в среднем: 1,4 ракеты класса «воздух-воздух», 26 неуправляемых ракет и 112 пушечных выстрелов.
Также советские авиаконструкторы преуспели в создании специализированного оружия для перехвата высотных малоподвижных целей.
Так, например, был создан самолет М-17, оснащенный орудийной башней БД-59, способной обстреливать верхнюю полусферу. Подвижно установленная в ней двухствольная пушка ГШ-23 калибра 23-мм имела боезапас в 500 выстрелов. С таким вооружением самолет мог подниматься на высоту более 21 тыс. м и сбивать воздушные шары, летящие еще на 4 тыс. м выше.
Более того, в 1975 году в СССР были начаты работы по созданию лазерного оружия воздушного базирования для борьбы в том числе и с высотными аэростатами. Московское предприятие НПО «Алмаз», занимающееся в основном зенитными и противоракетными системами, проектировало лазерную пушку «Ладога», которую решено было установить на транспортный самолет Ил-76.
Переоборудованием транспортного Ил-76МД в самолет-перехватчик, оснащенный лазерной пушкой, занялось КБ Бериева в Таганроге. Он получил индекс А-60 и совершил свой первый полет 19 августа 1981 года. Лазерная установка была размещена в грузовом отсеке. Система зеркал могла проецировать лазерный луч в верхнюю полусферу через обтекатель в салоне. Лазерная пушка имела дальность действия 40 км, что с большим запасом хватало для уничтожения аэростатов на всех высотах.