Diplomat: конфликт между США и Ираном станет катастрофой для Узбекистана
Катастрофические последствия для экономики Узбекистана, в случае конфликта США и Ирана, описал 14 января эксперт ресурса The Diplomat.
В момент обострения противостояния США и Ирана, когда был убит генерал Сулеймани, официальный Ташкент призвал обе стороны сохранять максимальную сдержанность, и призвал стороны обратиться к дипломатическим каналам во избежание нарушения жизненно важных экономических отношений и транспортных связей в регионе.
Эксперт отмечает, что опасения Узбекистана были очень конкретны. На карту поставлены десятилетия усилий Ташкента по налаживанию отношений с Ираном.
Иран, для не имеющего выхода к морю Узбекистана, это лучший путь на мировые рынки. Доступ через Иран позволит Ташкенту диверсифицировать свои транспортные маршруты. Для Ташкента порты Ирана предлагают самые дешевые и короткие варианты транспортировки.
Ташкент вложил много времени и усилий, особенно в последние два года, в построение прочных транспортных отношений с Ираном. В декабре 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев издал указ о диверсификации транспортных возможностей страны. В указе были выделены коридоры: «Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман», «Китай–Кыргызстан–Узбекистан», а также трансафганские коридоры.
Три трансафганских коридора начинаются с существующей железнодорожной линии от Термеза в Узбекистане и идут до афганского Мазари-Шарифа. В будущем из Мазари-Шарифа маршрут пойдет в Герат в Афганистане, а оттуда железная дорога разветвляется на три коридора: первый соединяется с иранским морским портом Бендер-Аббас, второй идет в иранский Чахбехар и третий в иранский Базарган, который находится недалеко от Турции и открывает возможность выхода к Черному морю.
Согласно отчету Азиатского банка развития за 2009 год, порт Бендер-Аббас является главными воротами для экспорта хлопка из Узбекистана. Ежегодно около 40 000 грузовиков из Узбекистана въезжают в Туркменистан, чтобы добраться до порта Бендер-Аббас, перевозя товары туда и обратно.
Ташкент возглавляет финансовые и политические усилия по строительству участка железной дороги от Мазари-Шарифа к Герату, с помощью Азиатского банка развития. Эти усилия сошли бы на нет, если бы в Иране разразился крупномасштабный конфликт. Усилия Ташкента по ведению переговоров с афганским правительством и талибами (члены организации, деятельность которой запрещена в РФ) по установлению мира в стране, с участием Ирана, были бы под угрозой.
Всего за месяц до недавней эскалации напряженности в отношениях между Ираном и США, 12 декабря 2019 года, министр промышленности, горнодобывающей промышленности, торговли Ирана и министр инвестиций и внешней торговли Узбекистана встретилось, чтобы обсудить детали использования транспортных возможностей Ирана. Иран предложил Узбекистану доступ в страны Северной Африки и был готов договориться о специальных торговых тарифах. Товарооборот между странами достиг 213 миллионов долларов за первые шесть месяцев 2019 года, что на 40 процентов больше, чем за тот же период в 2018 году.
Подводя итог, эксперт отмечает, что в результате эскалации конфликта, финансовые и политические инвестиции Узбекистана, сделанные за десятилетия, могли бы просто испариться. В то время как Ташкент стремится диверсифицировать свои экономические отношения, Иран продолжает играть большую роль в этих схемах. Для Узбекистана не только иранские порты предлагают самый короткий и самый дешевый маршрут к морю, но и несколько важных железнодорожных проектов не могут быть реализованы без активного участия Тегерана.
Напомним, что 2 января в результате удара американского беспилотника был убит командующий силами спецназа Корпуса стражей Исламской революции Касем Сулеймани. Это убийство вызвало серьзную эскалацию противостояния США и Ирана и грозило перерасти в полномасштабную войну в регионе.