Археологи нашли в Хакасии могилу колесничего, жившего три тысячи лет назад
Первые исследования двух объектов археологического наследия — «Стоянка Станция Камышта-6» и «Могильник Станция Камышта-7» в Аскизском районе Республики Хакасия, принесли уникальные находки, 6 июля сообщает пресс-служба Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН.
Работы, начатые экспедицией ИАЭТ СО РАН в июне, идут в ходе строительства второго пути на перегоне Камышта — Уйтаг Красноярской железной дороги. Площадь спасательных работ составляет до 26 тыс. кв. метров, что дает возможность изучить археологические объекты подробно.
На первых этапах исследований было установлено, что стоянка и курганный могильник находятся на общей надпойменной поверхности. Стратиграфические наблюдения (с учетом порядка чередования напластований культурных слоев) позволили установить, что скорее всего оба объекта существовали синхронно и строители курганов жили именно на этой стоянке.
При этом обитателей стоянки хоронили в могильнике на протяжении около четырех столетий, что предоставило археологам уникальную возможность проследить, как проходили поэтапные изменения погребальной культуры.
Могильник относится к лугавской культуре позднего бронзового века (XI–VIII вв. до н. э.), распространенной в лесных и лесостепных районах Минусинской котловины и северных предгорьях Кузнецкого Алатау.
Сейчас на раскопках прослеживаются три хронологических этапа формирования могильного пространства: ранний — этап перехода от карасукской культуры бронзового века (конец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.) к лугавской, переходной к веку железному; средний этап — лугавская культура; поздний этап, в котором видны признаки, характерные для погребений первого, баиновского этапа (VIII в. до н. э) уже сложившейся тагарской культуры (VIII — начало III в. до н. э).
Памятник хорошо просматривался, что во все века не могло не привлекать грабителей. Тем не менее в могильнике сохранились и нетронутые погребения. Таким оказался курган, постройка которого относится к заключительному этапу лугавской культуры.
В нем были найдены бронзовый нож, украшения из бронзовых пластин с полусферическими бляшками и «пояс колесничего» — бронзовый предмет, получивший такое название по аналогии с китайскими находками. Им возница прикреплял себя к повозке, чтобы освободить руки.
В погребальных комплексах Минусинской котловины такие предметы встречаются нередко, но в этом случае его нашли в не потревоженной могиле и именно на поясе погребенного. Эта находка ставит вопрос о появлении на этапе позднего бронзового века конных повозок, при том что сами колесницы еще не найдены.
На его правомерность намекает и тот факт, что у каменных погребальных ящиков лугавской культуры видна тенденция удлинения продольных стенок за поперечные, что зрительно напоминает сани или повозку и чего нет в классических сооружениях карасукской культуры.
Уникальность археологических раскопок, ведущихся на этих объектах археологического наследия в Хакасии заключается в том, отмечают ученые, что им предоставилась возможность вскрывать объекты сразу полными площадями. Это в таком монокультурном могильнике позволяет им проследить эволюцию погребальной обрядности и подробно установить этапы формирования лугавской культуры.