Генеалогическое древо носорогов составили генетики

Изображение: (сс) Penn State
Шерстистый носорог

Пробелы в эволюционном генеалогическом древе носорогов, смогли заполнить ученые, проанализировав геномы пяти живых видов носорогов вместе с геномами трех древних вымерших видов, согласно исследованию, опубликованному 24 августа в журнале Cell.

Исследование показало, что около 16 миллионов лет назад произошел раскол, разделивший африканскую и евразийскую ветвь носорогов. Ученые обнаружили, что хотя сегодня сокращающиеся популяции носорогов имеют меньшее генетическое разнообразие и больше инбридингов (скрещивание пределах одной популяции), чем в прошлом, исторически носороги имели также низкий уровень генетического разнообразия.

«Теперь мы можем показать, что основная ветвь древа жизни носорогов находится между географическими регионами, Африкой и Евразией, а не между носорогами, у которых один рог против двух, — сказал Лав Дален из Центра палеогенетики и Шведского музея естественной истории. — Второе важное открытие заключается в том, что все носороги, даже вымершие, имеют сравнительно низкое генетическое разнообразие. В какой-то степени это означает, что низкое генетическое разнообразие, которое мы наблюдаем у современных носорогов, которые все находятся под угрозой исчезновения, частично является следствием их биологии».

Ученые выяснили, что исследуемые восемь видов носорогов, как правило, демонстрировали либо постоянное, но медленное уменьшение численности популяции за последние 2 миллиона лет, либо имели стабильные небольшие популяции в течение длительных периодов.

Эти результаты согласуются с очевидным отсутствием накопленных вредных мутаций у носорогов в последние десятилетия. Носороги, возможно, избавились от вредных мутаций за последние 100 лет, что позволило им оставаться относительно здоровыми, несмотря на низкое генетическое разнообразие, объяснили ученые.

Данные генома представляли разные типы данных, отчасти из-за включения как современной, так и древней ДНК. Ученым пришлось разработать новые методы анализа, чтобы учесть эти различия. Разработанные ими новые подходы и инструменты теперь могут быть применены к исследованиям в других подобных группах.

Дален отметил, что полученные данные «частично являются хорошими новостями, а частично — нет». Похоже, что низкий уровень генетического разнообразия носорогов является частью их долгой истории и не привел к увеличению проблем со здоровьем, связанных с инбридингом и болезнетворными мутациями.

«Однако мы также обнаружили, что современные носороги имеют меньшее генетическое разнообразие и более высокий уровень инбридинга по сравнению с нашими историческими и доисторическими геномами носорогов, — сказал он. — Это говорит о том, что недавнее сокращение численности популяции, вызванное охотой и разрушением среды обитания, оказало влияние на геномы. Это нехорошо, поскольку низкое генетическое разнообразие и высокий уровень инбридинга могут увеличить риск исчезновения современных видов».

Ученые надеются, что новые результаты будут полезны для дальнейшего изучения носорогов и их сохранения.