Протасевич рассказал о своем участии в попытке госпереворота в Белоруссии
Деятельность оппозиционного, признанного в Белоруссии экстремистским, Telegram-канала NEXTA, превратила его из оппозиционного медиаресурса в политический проект с антигосударственной направленностью, заявил сооснователь канала Роман Протасевич 11 августа в интервью RT.
Протасевич рассказал, что не являлся создателем NEXTA. По его словам, он присоединился к проекту после ареста его создателя Владимира Чуденцова. При этом NEXTA в то время не имел антигосударственной направленности.
«И изначально это не был политический проект. Точно так же, наверное, как и большинство белорусских медиа, даже ныне закрытых, — они не были изначально сугубо политическими проектами. Направленными сугубо, допустим, на антигосударственную деятельность. Отнюдь нет», — сообщил он.
При этом Протасевич подчеркнул, что «неудавшаяся революция, которая произошла в Белоруссии», делалась руками не оппозиционных политиков, а журналистов и блогеров.
«Изначально многие Telegram-каналы — они ведь даже не поддерживали какого-то конкретного кандидата в кандидаты или не поддерживали конкретно, допустим, Цепкало, Латушко, Тихановскую, неважно кого», — пояснил он.
По его словам, эти каналы работали против Лукашенко, «точно так же, как и Тихановская была не самостоятельным кандидатом, а, по сути, кандидатом „против“».
Кроме того, на вопрос считает ли Протасевич себя соавтором попытки госпереворота или революции, он ответил: «Наверное, да».
«Я искренне верил в то, что я делал. И я делал это совсем не ради того, к чему позже и в том числе сейчас приходит оппозиция. Я действительно во многих моментах был, наверное, даже чересчур идейным и чересчур верил в какие-то идеалы, которых, к сожалению, в реальной жизни гораздо меньше, чем я думал», — добавил он.
Протасевич также рассказал, что изначально проект NEXTA был журналистским, а позднее практически все Telegram-каналы и все оппозиционные медиа превратились в средство пропаганды. «Естественно, я понимаю, что мы занимались пропагандой, и нечего стыдиться», — отметил он.
При этом, по его словам, Telegram-каналы занимались больше информационной и информационно-пропагандистской войной, так как белорусское государство полностью проиграло информационную повестку особенно в интернете. «Присутствия государства не было фактически вообще никакого. И интернет фактически полностью принадлежал оппозиции», — сообщил Протасевич.
На вопрос о финансировании проекта, Протасевич ответил, что никогда не лез в финансовые вопросы. «Я всегда понимал, что лезть в финансовые вопросы — это еще хуже, чем в политические. Потому что именно в финансовых вопросах всегда и кроется самая большая грязь и самые большие разборки», — пояснил бывший глава NEXTA.
Напомним, 23 мая самолет Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс, приземлился в аэропорту Минска после получения анонимного сообщения о бомбе, находящейся на борту. После обследования лайнера информация о взрывном устройстве не подтвердилась.
При проверке документов пассажиров самолета спецслужбы Белоруссии задержали оппозиционера Романа Протасевича и его соратницу из России Софью Сапегу, находившихся на борту. После этого инцидента западные страны заявили, что это была спецоперация Киева для захвата Протасевича. Евросоюз ввел очередной пакет санкций и запретил белорусским авиакомпаниям полеты над своей территории и рекомендовал перевозчикам воздержаться от полетов над Белоруссией.