Война Солженицына против СССР и русского народа в цитатах

Изображение: ИА Красная Весна
Солженицын
Солженицын
Солженицын

Нагнетание в эмоциональной сфере, подмена нравственных ориентиров, использование лингвистических методов манипулирования сознанием читателя — являются одними из главных приемов, используемых Солженицыным, рассказала Лариса Хорохова в своем докладе «Информационно-психологическая война Солженицына против СССР и русского народа на примере его книги «Архипелаг ГУЛАГ» 11 декабря на конференции «Столетие Солженицына. Портрет знаковой фигуры ХХ века», передает корреспондент ИА Красная Весна.

На конкретных цитатах из «Архипелага ГУЛАГ» докладчик осветила две темы: «Солженицын о себе» и «Оправдание власовцев, бандеровцев и коллаборационистов».

В теме «Солженицын о себе» Хорохова показала, как автор сам раскрывает свою сущность трусливого, завистливого приспособленца, оправдывая себя тем, что «один и тот же человек бывает в разные свои возрасты, в разных жизненных положениях — совсем разным человеком. То к дьяволу близко. То — к святому».

Приведены были цитаты, в которых Солженицын описывает свое барское, презрительное отношение во время войны к младшим по званию, к зависящим от него солдатам-связистам и к своему денщику.

В приведенных цитатах по второй теме сквозит ненависть автора «Архипелага ГУЛАГ» к русскому народу и одновременно его восхищение «крепкими» бандеровцами и «нравственными» прибалтийскими «лесными братьями». Докладчик также показала, как Солженицын пытается внедрить миф о невиданном в мировой истории массовом предательстве советских солдат.

Докладчик отметила, что Солженицын является одним из родоначальников русофобской альтернативной истории по типу: что было бы, если бы немцы взяли Ленинград в 1941 году — все бы были счастливы и пили немецкое пиво. И вообще, Россия пострадала от своих великих побед. «Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой два столетия великих напряжений, разорений, несвободы — и новых, и новых войн… А крымская война принесла нам свободы»,  — утверждает Солженицын в первой части «Архипелага ГУЛАГ».

Надо отметить, что сегодня власть прилагает немало усилий, чтобы возвести Солженицына на пьедестал как нравственный ориентир, как «совесть нации». Только странный ориентир получается, страшно за будущее наших детей, подчеркнула Хорохова.

Напомним, 11 декабря российские власти празднуют столетие со дня рождения А. И. Солженицына. Повсеместно проводятся мемориальные мероприятия.

В то же время общественность отрицательно относится к проводимой с таким размахом кампании по прославлению писателя.

Комментарий редакции

На Российском телевидении в рамках сюжетов о юбилее Александра Солженицына рассказывают о его подвигах во время Великой Отечественной войны. При этом возникает диссонанс: казалось бы, если человек самоотверженно воевал против нацистской Германии, то почему он в своих произведениях восхваляет нацистских пособников: бандеровцев, власовцев, «лесных братьев» и прочих.

Что-то тут не сходится, скажет вдумчивый зритель — и окажется прав. Потому что если вдумчиво исследовать воинский путь «светоча», то обнаруживается, что на войну он попал далеко не сразу — помогла справка об ограниченной годности, которую, по словам его жены, «он даже немного постарался получить». Попав в военное училище, Солженицын, по его собственным словам, «высматривал, где бы тяпнуть лишний кусок», «ревниво» следил за теми, «кто словчил», «больше всего боялся не доучиться до кубиков» и оказаться «под Сталинградом».

Выучившись же и попав на фронт, Солженицын занялся звуковой разведкой, которая всегда находится за 5–20 км от передовой. Вдобавок, артиллерийская батарея, где он служил, до 1943 года находилась в резерве и обстановка была «как на курорте». На этом курорте он чувствовал себя «полным господином, даже барином». Чтобы дополнить ощущение курорта, в 1944-м Солженицын при посредничестве командира дивизиона оформляет по липовым документам свою жену к себе в воинскую часть.

Ну, а в феврале 1945 Солженицына арестовывают: видя все менее курортные условия и опасаясь «войны после войны», он еще с 1944 года писал друзьям специфические письма. Доподлинно зная о военной цензуре, он в этих письмах критикует руководство страны и призывает к смене власти. Неудивительно, что подобный «воинский путь» выразился у «совести нации» отвращением к Победе и к народу, который воевал не понарошку.