Bloomberg: топливо из России заместят поставки из США, Индии и Китая
Угроза дефицита дизельного топлива в Европе, возникшая в результате санкций против России, может быть решена за счет увеличения поставок из США, Саудовской Аравии, Индии и Китая, считает журналист Джек Виттельс, 13 января передает Bloomberg.
Сообщается, что санкции резко поменяют мировую логистику поставок топлива. Поставки дизельного топлива из России в Европу будут остановлены в начале февраля 2023 года в результате санкций. Россия в 2021 году экспортировала около 220 миллионов баррелей дизельного топлива. Это более половины импортируемого Европой топлива.
«Потерянные российские поставки будут восполнены», — сказал Юджин Линделл, глава отдела продуктов переработки консалтинговой компании Facts Global Energy.
Поставщиками топлива могут стать страны, имеющие не полностью загруженные мощности нефтеперерабатывающих заводов. Возможно наращивание поставок топлива из Индии, Саудовской Аравии и США.
При этом потенциально самым важным поставщиком может оказаться Китай. Увеличение мировых поставок дизельного топлива за счет экспорта Китая, высвобождает топливо других производителей для поставок в Европу. Оптимизм основан на росте поставок дизельного топлива из Китая на мировой рынок, который уже сопоставим с поставками дизельного топлива из России в Европу.
Отмечается, роль стран посредников, стран, которые имеют собственное производство дизельного топлива и не входят в ЕС. Они могут для своего внутреннего рынка закупать российское топливо, а свое топливо поставлять в Европу, если цены в Европе будут выше. Одной из таких стран может стать Турция.
Основной проблемой может стать общее сокращение поставок дизельного топлива на мировом рынке за счет сокращения российского экспорта, это способно привести к росту цен.
Напомним, что ранее сложившиеся цепочки поставок топлива формировались в условиях открытого рынка, в этой ситуации главным было снижение издержек (в том числе на транспортировку). Изменение маршрутов поставок в большинстве случаев увеличивает транспортное плечо, что увеличивает себестоимость топлива при прочих равных условиях. Например, транспортное плечо Индия — Европа существенно выше, чем Россия — Европа.
Угроза дефицита и рост транспортных издержек могут существенно повысить уровень цен на дизельное топливо. В дальнейшем увеличение издержек, пройдя по производственной цепочке, способно вызвать инфляцию издержек — рост цен на рынке.