На Таймыре запущена новая станция мониторинга парниковых газов в атмосфере

Игорь Рубан. У ледового барьера. В Заполярье.
Игорь Рубан. У ледового барьера. В Заполярье.

Первые результаты непрерывных наблюдений за концентрацией углекислого газа и метана на недавно развернутой красноярскими учеными станции «ДИАМИС» на побережье Таймыра представил научной общественности коллектив ученых из России и Германии, возглавляемый исследователями ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН», 20 октября сообщает пресс-служба центра.

Результаты исследования опубликованы в журнале Atmosphere. В аннотации к статье авторы сообщают подробности: станция «ДИАМИС», развернутая на окраине поселка Диксон на западном побережье полуострова Таймыр, анализатором CRDS Picarro G2301-f измеряет мольные доли CO₂, CH₄ и H₂O в атмосфере. Метеорологические записи позволяют просматривать серии газовых примесей.

При этом обсерватория улавливает и наземные, и океанические вклады в потоки парниковых газов. Исследователи отмечают сильную изменчивость скоростей поглощения и выделения углекислого газа и метана наземными экосистемами. Однако, согласно измерениям последних лет, концентрации углекислого газа и метана в атмосфере возрастают.

Так как скорость повышения температуры воздуха в Арктике превышает среднее значение для Северного полушария более чем вдвое, последние несколько десятилетий за Полярным кругом происходят разнообразные изменения в окружающей среде.

Так, исследователи отмечают усиление растительного покрова и продолжительности его вегетационного периода, а также усиление таяния вечной мерзлоты и, соответственно, микробного разложения органических веществ в почвах. Все эти процессы могут приводить к увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу.

По данным, полученным от новой станции, исследователи смогли оценить региональные особенности обмена изучаемых парниковых газов в системе наземные экосистемы — океан — атмосфера.

Ученые отмечают, что зимой, когда углекислый газ не поглощается растительностью, его содержание в атмосфере обусловлено в основном антропогенными выбросами: сжиганием топлива или поступлениями с нефтегазовых месторождений. При этом разница показаний станции между содержанием СО₂ в воздухе зимой схожа с наблюдениями, полученными на других арктических станциях. Именно она показывает способность природных экосистем сибирского Заполярья поглощать углерод из атмосферы.

Северный Ледовитый океан приносит к станции воздух с более низким содержанием парниковых газов, что особенно заметно летом. Зимой же отмечается влияние притока воздуха с континентальной части, который содержит парниковые газы с нефтегазовых месторождений полуостровов Ямал и Тазовский.

Однако летом также заметна сильная изменчивость баланса поглощения и выделения углекислого газа и метана наземными экосистемами, что вызывано изменениями погодных условий — был ли год сухим или влажным, холодным или теплым. Природные пожары тоже вносят в атмосферу существенное количество парниковых газов.

«По измерениям в Диксоне мы наблюдаем рост концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Сходную тенденцию мы видим и по данным 15-летнего мониторинга на обсерватории „ZOTTO“ в среднетаежной подзоне Сибири и на других измерительных станциях северного полушария. Это глобальная тенденция, которая может свидетельствовать об определенной потере компенсационных способностей биосферы. То же самое происходит и над лесными территориями Сибири, особенно в высоких широтах», — рассказал кандидат биологических наук, научный координатор обсерватории «ZOTTO» Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН Алексей Панов.