Норвержская шхуна возвращается на Русский Север

Изображение: Николай Рерих. Заморские гости. 1901
Традиционное северное судно — ладья
Традиционное северное судно — ладья

Строительство шхуны по проекту норвежской шхуны «Матильда» началось в Архангельске силами энтузиастов под руководством специалистов-судостроителей из Норвегии, 5 ноября сообщает пресс-центр правительства Архангельской области.

В Архангельске этот проект называется «Поморская шхуна». Судно будет иметь в длину 20 метров. Материалом для нее послужит северная сосна.

Строительство будет идти в центре города в одном из помещений Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова по адресу набережная Северной Двины, 17 строение 1.

Проект поддержан также Норвежским Баренцевым секретариатом, правительством Архангельской области, Северным морским музеем, Кенозерским национальным парком, Русским географическим обществом.

Напоминаем, шхуна является так называемым «новоманерным» судном. В книге «Мореходы зимнего берега» русские краеведы Г. П. Попов, А. А. Семьин и Г. Д. Бурков так описывают драматические события первого прихода «новоманерных» судов на север России.

Во время своих визитов в Архангельск Петр I изучил конструкцию традиционных для этих мест ладей и кочей. Он посчитал их мореходные качества недостаточными и повелел судостроителям прекратить их изготовление.

«А пока они новыми судами исправятся — на старых дозволь им ходить только два года; по прошествии же сего срока все старые суда истреби, и вновь оных строить не вели, под наказанием штрафа», — писал русский царь архангельскому вице-губернатору.

Однако местные жители посчитали традиционные ладьи и кочи более подходящими для своих нужд. Вплоть до завершения эры парусного судоходства они обходили этот и последующие запреты.

Вот что писал в 1856 году адмирал Хрущев министру финансов: «Поморцы знают и умеют оценить достоинства судов правильной конструкции на море, но при всем том — отдают преимущество своим лодьям, потому что эти суда стоят дешевле при постройке; на них можно положить грузу более, чем на шхуну одинакового размера; и притом лодью, не глубоко сидящую в воде, удобно вводить в устье небольших речек, где их оставляют на зимовку, близ деревень, тогда как для шхун потребуется отыскивать новые места и далее от селений».