Тюменские археологи рассказали об оборонительных сооружениях наших предков
Реконструкцию внешнего вида и расчет трудозатрат на возведение оборонительных сооружений расположенного на левом берегу Тобола городища Старо-Лыбаевское-1, выполнили ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ), 2 октября сообщает пресс-служба вуза.
Исследование археологов ТюмГУ дополнило картину оборонительного зодчества средневекового населения Западной Сибири, расширив знания о структуре фортификаций и их защитных свойств.
Статья археолога ТюмГУ Натальи Матвеевой «Об оборонительных сооружениях населения бакальской культуры (по материалам Старо-Лыбаевского городища, лесостепное Зауралье)» опубликована в журнале «Вестник НГУ. Серия История. Филология».
Для реконструкции внешнего вида городища были использованы традиционные планиграфический и стратиграфический анализ составляющих его культурного слоя и типологический анализ находок; произведены архитектурные расчеты устойчивости защитных сооружений из земли и дерева.
Расчет объема трудозатрат на строительство деревянных конструкций и на ручные земляные работы выполнялся по современным строительным нормам.
Старо-Лыбаевское-1 городище, в котором выявлены более 20 археологических объектов, расположено на высоком останце левого берега Тобола в его среднем течении. (Останец — изолированный массив горной породы, оставшийся после разрушения менее стойкой породы, окружавшей его.)
Городище находится в Заводоуковском районе Тюменской области. Поселение принадлежит бакальской культуре западносибирской лесостепи. Особенность его и особый интерес для археологов состоят в том, что оборонительные сооружения в нем возводились дважды, с двухвековым перерывом.
В IV–V веках поселок окружал ров и древесно-земляная стена в виде тарасов (ящиков из бревен, наполненных землей или мелкими камнями). Трудозатраты на первое возведение городища в IV–V веках составляли не менее трех месяцев работы всех взрослых мужчин данного населенного пункта.
Вероятнее всего, им помогали в строительстве члены других родственных семей, живших на удаленных селищах, но предполагавших использовать это укрепление как убежище в случае нападения врагов.
Впоследствии городище было заброшено. Однако в VII–IX веках жители вернулись в него и восстановили земляную стену, сделав ее в два раза шире, и поставив забор выше человеческого роста, а ров углубили. В целом у них получился рубеж около 5,5 м высотой. При этом объем земляных работ на ров и стену увеличился примерно в два раза.
Старо-Лыбаевское-1 является типичным образцом малого городка одной общины, скорее всего, являющегося центром освоения и закрепления территории. Автор статьи предполагает, что военные действия велись с карымскими таежными мигрантами, расселившимися на севере лесостепи в первый период заселения городища.
Другими врагами могли быть номады гунно-праболгарского круга, их курганы находятся в могильнике Устюг-1, расположенном в трех километрах от городища.
Во второй период заселения городища набеги на общину могли делать кимаки и печенеги, а также отдельные группы потчевашских переселенцев с востока.
Об отражениях набегов говорят следы увечий и травм на костях скелетов в погребениях. При этом отсутствие в бакальских могильниках наступательного вооружения может означать защитный характер их воинской культуры.