Рестораторы рассказали, что помогло российскому общепиту выжить в пандемию
Своим опытом выживания в период пандемии поделились предприниматели, работающие в сферах отдыха и развлечений. Их рассказ 4 августа был опубликован «Известиями».
Хорошо известно, что весной 2020 года из-за пандемию наибольшие потери понесли закрытые на три месяца, а некоторые и на полгода рестораны, кафе, фитнес-клубы, парки развлечений, торгово-развлекательные центры и концертные залы. Которые тем не менее должны были, не получая доходов, выплачивать зарплату работникам, оплачивать налоги, аренду и кредиты.
Так, например, выручка московских ресторанов, по данным Федерации рестораторов и отельеров, к концу марта упала на 80–90%. Такая же ситуация сложилась у парков развлечений. Фитнес-клубы, по данные Ассоциации операторов фитнес-индустрии, за март — июнь 2020 года потеряли почти 30% сотрудников и порядка 50 млрд рублей, что составляет почти треть годового оборота.
Александр Королев, генеральный директор компании по развитию сети ресторанов «Якитория» Syntagма consulting, рассказал, что их ресторанам удалось быстро перестроиться, освоив прежде чужое для них пространство — доставку продукции. Так, они ввели бесконтактную доставку заказов: на закупленные рыбацкие стульчики курьер выставляет заказанные блюда, а клиент их забирает.
Для клиентов были организованы онлайн трансляции приготовления блюд из заказанных ими продуктов ресторанными поварами. Аналогичная идея пришла в голову руководству сети фитнес-клубов WorldClass. Как рассказал генеральный директор сети Николай Прянишников, сразу после объявления локдауна они вывели в онлайн занятия с тренерами, и в течение трех месяцев их передачи смотрели ежедневно до миллиона человек во всем мире.
Липецкий стартап-менеджер проектов городского общепита Сергей Сорокин рассказал, что в их городе в пандемию разорились небольшие дорогие ресторанчики, но их место заняли так называемые миксы: магазины-кофейни, салоны красоты-кофейни и т. п. Поотрывалось большое количество небольших пекарен и кондитерских. Всё это привело к росту объема рынка общепита на 20% в год.
Все участники рынка сфер отдыха и развлечений указывают, что сумевшим выжить помогало взаимопонимание со стороны партнеров, договоренности с контрагентами об отсрочке платежей. Также все они отметили помощь со стороны ОКУПов — обществ по коллективному управлению авторскими правами.
Так, в пандемию РАО и другие ОКУПы приняли решение не применять штрафные санкции за просрочку платежей, не подавать в суды на тех, кто не платит роялти (плата за использование патентов, авторских прав, франшиз), предоставлять рассрочку по задолженностям.
Также почти все рестораторы, участвовавшие в данном опросе, отметили, что господдержка, которая была ориентирована на спасение в первую очередь предприятий малого и среднего бизнеса, небольшим ресторанам помогала мало. Например, субсидии на выплату зарплаты в размерах МРОТа (12 300 руб.) при сохранении 90% штатного состава не могли удержать на работе шеф-повара, чья минимальная зарплата по отрасли 50–60 тыс. рублей. Большинство мелких ресторанов разорилось.
Большинству предпринимателей не помогали выстоять и банковские кредиты — получить льготный кредит с последующим списанием задолженности удалось единицам из-за трудностей выполнения всех условий, оговоренных пунктом 7 постановления правительства РФ № 696 от 16 мая 2020 года.
Оценивая государственную помощь индустрии развлечений и отдыха в период пандемии, все собеседники издания надеются, что государство и финансовые учреждения станут более внимательными к нуждам отрасли в такое непростое время, как сейчас.