Джанет Йеллен привезла в Китай жесткое послание от властей США

Изображение: (cc) Gene E. Phillips
Джанет Йеллен
Джанет Йеллен

Прибыла в южный китайский фабричный центр Гуанчжоу министр финансов США Джанет Йеллен 4 апреля, сообщает агентство Reuters.

Министр финансов США приехала с жестким посланием к китайским чиновникам о том, что КНР производит слишком много всего, особенно товаров для чистой энергетики, и мир не может это поглотить, говорится в сообщении.

Китай выплескивает на мировые рынки поток электромобилей (EV), батарей, солнечных панелей, полупроводников и других промышленных товаров, что является результатом многолетних масштабных государственных субсидий и слабого спроса внутри страны. Мировые цены на многие товары падают, оказывая давление на производителей в других странах.

«Мы видим растущую угрозу убыточных фирм, которым придется куда-то девать свое производство», — сказал один из высокопоставленных чиновников Минфина США о перепроизводстве в ключевых отраслях Китая.

В ходе серии встреч с высокопоставленными китайскими экономическими чиновниками, которые пройдут с пятницы по понедельник, Йеллен постарается донести до них свое мнение о том, что избыточное производство вредно для Китая и что в США, Европе, Японии, Мексике и других крупных экономиках все сильнее ощущается беспокойство по этому поводу.

Чиновник, говоривший на условиях анонимности, также сказал, что Йеллен объяснит: «Если в мире происходят торговые действия, то это не антикитайские действия, а ответ на их политику».

Однако Пекин, похоже, удваивает инвестиции в увеличение производственных мощностей в благоприятных высокотехнологичных отраслях, и эта позиция все больше расходится с позицией Европы.

«Я думаю, что наступило время для возобновления напряженности в отношениях с Китаем», — сказал Брэд Сетсер, бывший сотрудник американского торгового и казначейского ведомств.

Сетсер добавил, что предупреждения Йеллен о китайском перепроизводстве могут быть первым шагом администрации Байдена к введению новых тарифов или других торговых барьеров на китайские электромобили, аккумуляторы и другие товары.

По пути в Гуанчжоу Йеллен отказалась сообщить, будет ли она поднимать вопрос об угрозе введения новых тарифов на своих встречах в Гуанчжоу и Пекине с китайским вице-премьером Хэ Лифэном и губернатором провинции Гуандун Ван Вэйчжуном, который также руководит новыми проектами на сотни миллиардов долларов в последнее время.

Однако она заявила, что администрация Байдена намерена развивать американские цепочки поставок электромобилей, солнечной энергии и других товаров для чистой энергетики с помощью инвестиционных налоговых кредитов и не будет «исключать другие возможные способы их защиты».

В марте руководство Китая пообещало «следовать новой мантре» лидера КНР Си Цзиньпина о высвобождении «новых производительных сил» в Китае путем инвестирования в развивающиеся технологические отрасли, включая производство электромобилей, новых материалов, коммерческие космические полеты и науки о жизни — области, в которых многие американские компании имеют преимущества.

Йеллен также заявит, что Китаю лучше сосредоточить расходы на поддержке домохозяйств и стимулировании хронически слабых потребительских расходов.

Результаты предыдущих инвестиционных вливаний Китая ошеломляют, говорится в материале агентства.

По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, включая электромобили и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, к концу 2022 года Китай мог производить 43 миллиона автомобилей в год, но коэффициент загрузки заводов — показатель, тесно связанный с рентабельностью, — составлял чуть менее 55%.

Билл Руссо, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Automobility, расположенной в Шанхае, подсчитал, что это означает избыточные мощности по производству автомобилей в размере около 10 миллионов автомобилей в год, что составляет примерно две трети от объема производства автомобилей в Северной Америке в 2022 году.

И новые участники продолжают появляться на все более ожесточающемся китайском рынке EV. Во вторник производитель мобильных телефонов Xiaomi начал продажи своего спортивного электромобиля Speed Ultra 7 EV. По оценкам аналитиков Citi, каждая проданная единица будет стоить $10 000.

Ситуация в секторе солнечных батарей в Китае может быть еще хуже: перепроизводство привело к снижению цен на 42% в прошлом году до уровня на 60% ниже стоимости сопоставимой продукции американского производства. Крупные китайские производители продолжают строить заводы, опираясь на провинциальные и местные субсидии.

К концу 2023 года Китай будет способен производить 861 гигаватт солнечных модулей в год, что более чем в два раза превышает общемировую установленную мощность в 390 миллионов гигаватт. По прогнозам компании Wood Mackenzie, занимающейся исследованиями в области энергетики, в этом году будет введено в эксплуатацию еще 500-600 гигаватт в год — достаточно, чтобы обеспечить весь мировой спрос до 2032 года.

По словам Скотта Кеннеди, эксперта по экономике Китая из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, ожидается, что китайские чиновники будут возражать и утверждать, что избыток мощностей вызван неожиданным спадом спроса после кризиса в сфере недвижимости и неудачного выхода из COVID-19.

«Я могу предвидеть, что разговор пойдет по кругу», — добавил он.