Разлив дизтоплива в Якутии обострил экологическую ситуацию — эколог

Изображение: © ИА Красная Весна
Разлившаяся нефть
Разлившаяся нефть

На сегодняшний день существуют технологии, которые позволяют обработать грунт на месте и вернуть его в окружающую среду, но к сожалению, о них или не знают или не хотят знать, заявила эколог Елена Есина 22 июня комментируя ИА Красная Весна очередной случай разлива дизтоплива в Якутии.

По словам специалиста, ранее 15 тысяч тонн дизельного топлива попало в реки Амбарная и Далдыкан в результате разлива, произошедшего на ТЭЦ в Норильске. По данным Росприроднадзора, норильская река загрязнена в десятки тысяч раз выше нормы, «вода загрязнена на 20 км, толщина слоя нефтепродуктов — до 20 см», подчеркивает эксперт.

Эколог обратила внимание на то, что ситуация с разливом дизтоплива намного сложнее, чем при разливе нефти, так как дизтопливо имеет способность растворяться в воде.

«Если применять методику Минприроды по оценке экологического вреда водным объектам, ущерб может составить более 6 млрд рублей. И это без учета повышающих коэффициентов», — подчеркнула Есина.

Специалист отметила, что с помощью установленных боновых заграждений удастся собрать только незначительную часть загрязнения, поэтому можно твердо говорить о том, что почти всё дизельное топливо останется в окружающей среде. Водно-биологическим ресурсам в любом случае будет нанесен серьезный ущерб.

«В отличие от сырой нефти, у топлива есть канцерогенные компоненты — например, бензол — которые губительны для живых организмов. Еще предстоит рассчитать ущерб с учетом растворимого объема топлива», — добавила эколог.

Экологическую обстановку усугубил случай с утечкой дизтоплива в Якутии, произошедший 21 июня. В грунт попало шесть тысяч тонн дизельного топлива, сейчас собрано почти полторы тысячи кубометров загрязненного грунта.

«Ситуация очень серьезная: собирать некуда, дорог нет, резервуаров нет, сжигать нельзя. Тут всё дело в почвах северных зон. Они постоянно подвержены вечной мерзлоте, их слой — тонкий, а гумуса — крайне мало (не больше, чем 5-7 сантиметров)», — подчеркнула Есина.

По ее словам, если такую почву ненароком повредить, то сама она больше никогда не восстановится. Даже след от проехавшего вездехода безвозвратно губит плодородный слой таких почв. Весь мох и трава, что росли там — никогда не появятся снова. И этот след от колес будет виден в течение 25-и лет, заявила эксперт.

«На сегодняшний день существуют технологии, которые позволяют обработать грунт на месте и вернуть его в окружающую среду, но к сожалению, о них или не знают или не хотят знать», — подытожила эколог.