1. Культурная война
  2. Культурная репатриация
Афины, / ИА Красная Весна

Минкульт Греции рассказал о борьбе за возвращение шедевров Парфенона

Изображение: Олег Филиппов © ИА Красная Весна
Храм Парфенон. Греция. Афины
Храм Парфенон. Греция. Афины

Правительство Греции очень систематично работало и продолжает работать по делу возвращения из Британии мраморов Парфенона, заявила министр культуры Греции Лина Мендони 13 января на пленарном обсуждении в парламенте, пишет греческая газета Proto Thema.

Мендони отвергла обвинение партии СИРИЗА в том, что правительство признало законность нахождения скульптур в Британии, затронув вопрос о возможном получении святынь назад на время. Она заявила, что правительство выдерживает постоянную позицию, согласно которой скульптуры в Британском музее находятся в результате кражи.

Министр заявила, что все остальное является спекуляциями, и обвинила партию СИРИЗА в том, что та в свое время ничего не сделала для продвижения этого вопроса, помимо участия в некоторых конференциях.

По ее словам, решение ЮНЕСКО в сентябре 2021 года, призвавшей Британию пересмотреть свою позицию по мраморам, а также возвращение «фрагмента Фагана» из Италии стали результатом долгой и систематической работы. В результате ЮНЕСКО «впервые с 1980-х заявила, что это межправительственный вопрос, и Соединенное Королевство должно искренне обсудить [дело] с Грецией».

«Вернулся фрагмент [Фагана] из Палермо. Вернулся, чтобы остаться. Как это случилось? После 14 месяцев систематической работы. И не мы сказали 14 месяцев, это сказал сам заместитель регионального правительства Сицилии», — подчеркнула Мендони.

Представитель оппозиционной партии «Движение перемен» заявил, что сложилась удачная конъюнктура по вопросу, поднятому 35 лет назад греческой актрисой и министром культуры Мелиной Меркури, и была одержана маленькая победа на этом пути. «В этом суть нашей греческости», — процитировал ее слова депутат.

Напомним, скульптуры были вывезены из Акрополя лордом Элгиным в 1801–1812 годах якобы с разрешения властей Османской империи. В 1821 году греческий народ начал борьбу за независимость. Получив независимость, Греция сделала Парфенон национальным символом. С тех пор она неоднократно добивалась от Британии возврата мраморов, но получала отказ под разными предлогами.

Как установили юристы, исследовавшие проблему возвращения мраморов, в современной ситуации важнейшим аргументом к возвращению является отсылка к тому, что данные артефакты являются объектом поклонения ныне живущих людей.

В марте 2021 года премьер-министр Британии Борис Джонсон заявил, что скульптуры находятся в Британии на законных основаниях. Мендони в тот же день заявила, что тот плохо информирован, и предложила ему ознакомиться с новыми историческими данными.

В ноябре 2021 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис на встрече с Джонсоном заявил, что требование Греции вернуть скульптуры непреходяще.

В декабре 2021 года внимание журналистов греческой газеты Ta Nea привлекла фотография 1986 года тогда молодого Джонсона с Меркури. В том году Меркури посетила Британию и поставила вопрос возвращения скульптур. Оказалось, в преддверии визита Меркури Джонсон, будучи студентом, написал статью в журнале Debate в рамках дискуссии по мраморам, в которой утверждал, что скульптуры Парфенона «выпилены и вырублены» и находятся в Британском музее, где они «серьезно повреждены маниакальными уборщицами, которые скоблили их медными щетками». Он требовал вернуть скульптуры в Грецию. Как предположили журналисты, в 2021 году Джонсон скорректировал свою позицию с учетом мнения британской элиты.

В начале января 2022 года стало известно, что Италия и Греция договорились об отправке с Сицилии в Грецию «фрагмента Фагана» с фриза Парфенона. Как он оказался в Италии, точно неизвестно. По одной из версий, его передал Элгин до того, как продал Британскому музею остальные вырубленные и собранные в Акрополе скульптуры.

12 января 2022 года британская газета The Times заявила, что вернуть скульптуры в Грецию необходимо, чтобы исправить историческую ошибку.

Читайте также: В Греции оценили поворот в деле возвращения скульптур Парфенона