Смена магнитных полюсов Земли вызвала климатический катаклизм 42 тысячи лет

Изображение: (cc0) pxhere
Пустыня

42 тысячи лет назад смена магнитных полюсов Земли вызвала резкое изменение климата на планете, заявила группа ученых из Австралии под руководством профессора Алана Купера. Статья об этом опубликована 19 февраля в журнале Science.

Долгое время версия о климатической катастрофе, произошедшей 42 000 лет назад, в научной среде существовала в качестве гипотезы. Теперь об этом можно утверждать с достаточной степенью достоверности, уверен Алан Купер.

В представленном исследовании группа ученых изучила спилы древних новозеландских деревьев каури, которые хорошо сохранились до нашего времени в торфяных болотах. По годовым кольцам древних деревьев ученые установили, что именно тогда произошел скачкообразный рост уровня радиоактивного углерода С-14 в атмосфере, вызванный исчезновением магнитного поля Земли.

Как считает Алан Купер, подобно тому как Розеттский камень позволил связать воедино три древних языка, так изучение годовых колец деревьев каури позволяет связать воедино разрозненные исследования ледниковых кернов, пещер, торфяников и минералов, посвященных древнему климату Земли.

Согласно проведенному учеными моделированию климата, картина климатической катастрофы выглядела следующим образом: в процессе смены магнитных полюсов магнитное поле Земли практически исчезло, его напряженность составила 6% от современного уровня. При отсутствии магнитного поля космическое излучение и солнечный ветер разрушили озоновый атмосферный слой. Повышенный радиоактивный фон заставил многих животных искать убежище в пещерах, возможно, именно тогда предки человека стали покрывать стены пещер настенной росписью.

Кроме того, пониженная солнечная активность в тот период привела к изменению преимущественного движения воздушных масс, что вызвало засуху на обширных территориях. В частности, в тот период вымерли представители целого ряда видов мегафауны Австралии, включая гигантских кенгуру и гигантских вомбатов. В то время на поверхности Северной Америки и Европы начал расти гигантский ледник.

Согласно исследованиям, инверсии магнитных полюсов в истории Земли происходили неоднократно, однако, в полной мере последствия такого изменения до сих пор не представлялось возможным.