Сербские историки пояснили, почему Косово разрушает православные монастыри
Более 150 православных церквей и храмов, осквернено и опустошено в Косово и Метохии с 1999 года, что свидетельствует о попытках пересмотреть историю и использовать сербское культурное наследие для построения албанской нации, считают сербские историки, 26 мая сообщает информагентство RTS.
Грачаница, Патриархат Пежа, Высоки Дечани, Баньска, Святые Архангелы, Дары царя Душана, короля Милютина, Стефана Дечанского. Все это из средневекового сербского государства и Сербской православной церкви. Все эти памятники культуры находятся под защитой ЮНЕСКО, а некоторые из упомянутых объектов находятся также в группе «риска».
Помимо фактов, вещественных доказательств, сербские историки в процессе исторических исследований обращаются и к названию местности, где были построены упомянутые монастыри. Они обращают внимание на название «Метохия» (метох — это собственность феодала или монастыря — ИА Красная Весна).
«Метох является церковной собственностью. Целые деревни принадлежали монастырю Хиландар, а позже это происходит с монастырями Баньска, Грачаница, поэтому я не вижу причин для кого-либо спрашивать, чья это история. Сербская история», — сказала Драгана Янич, научный руководитель Института сербской культуры Косово и Метохии.
Эти научные факты в Приштине отвергаются и утверждаются, что все это принадлежит албанцам. Сербские ученые, с другой стороны, спрашивают: «Почему они сжигали церкви? Зачем им сжигать свое культурное наследие?»
Одна тысяча пятьсот сербских православных церквей и часовен находятся в Косово и Метохии. За последние 20 лет не менее 150 православных церквей и храмов были разрушены, подожжены или повреждены.
Рашско-Призренская епархия регулярно рассылает миру фотографии, демонстрирующие отношение послевоенных властей Косово к сербским православным святыням в Косово и Метохии. Примером может служить церковь в Самодреже. Она опустошена. Она осталась без крыши, и внутри до сих пор видны следы варварского разрушения.
И Сербская Православная Церковь, и профессиональная историческая общественность подчеркивают важность культурного наследия нации.
«В данном случае албанцы считают, что, присвоив нашу историю, то есть сербские церкви и монастыри, дав им название, они докажут, что все это является их собственностью, что они на самом деле получат эту культурную, то есть духовную идентичность. Духовная идентичность очень важна для нации. И у сербской церкви и у сербского народа это есть. Я не знаю об албанцах. Я не думаю, что у них это есть», — сказала Драгана Янич.
Историки предлагают представителям сербского правительства, Православной церкви, интеллигенции объединить усилия, потому что попытки бросить вызов Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии не новы, и их будет больше.