1. За рубежом: реальный мир
Пасадена, / ИА Красная Весна

На Марсе текли реки еще 2 млрд лет назад, показали данные спутника НАСА

Изображение: pixabay.com
Марс

Поверхностные воды на Марсе оставили соленые минералы еще 2 миллиарда лет назад, определили исследователи Калифорнийского технологического института, использовав орбитальный аппарат Mars Reconnaissance, 26 января сообщает Phys.org.

Миллиарды лет назад Марс когда-то был покрыт рябью рек и прудов, что создавало потенциальную среду обитания для микробной жизни. По мере того как атмосфера планеты со временем истончалась, эта вода испарялась, оставив замерзший пустынный мир

Принято считать, что вода на Марсе испарилась около трех миллиардов лет назад. Но ученые, изучающие данные, накопленные разведывательным орбитальным аппаратом НАСА (MRO) на Марсе за последние 15 лет, обнаружили доказательства, которые значительно сокращают этот временной интервал. Их исследование выявило признаки жидкой воды на Красной планете всего от 2 до 2,5 миллиарда лет назад, что означает, что вода текла там примерно на миллиард лет дольше, чем по предыдущим оценкам.

В то время как форма некоторых долин намекала на то, что вода, возможно, текла на Марсе совсем недавно, отложения соли являются первым минеральным доказательством, подтверждающим наличие жидкой воды. Это открытие поднимает новые вопросы о том, как долго могла существовать микробная жизнь на Марсе, если она вообще когда-либо формировалась.

Ученые использовали данные приборов MRO для составления карты хлоридных солей в богатых глиной высокогорьях южного полушария Марса — местности, испещренной ударными кратерами. Эти кратеры были одним из ключей к датировке солей: чем меньше кратеров на местности, тем она моложе. Подсчитав количество кратеров на том или ином участке поверхности, ученые могут оценить его возраст.

В результате ученые обнаружили, что многие соли находятся во впадинах на пологих вулканических равнинах, где когда-то были неглубокие пруды. Ученые также обнаружили поблизости извилистые сухие каналы — бывшие ручьи, которые образовывались от таяния льда или вечной мерзлоты. Подсчет кратеров и наличие солей на вершине вулканической местности позволили им датировать отложения.

«Что удивительно, так это то, что после более чем десятилетнего предоставления изображений с высоким разрешением, стереоинформационных и инфракрасных данных MRO привело к новым открытиям о природе и времени этих древних соленых прудов, соединенных реками», — сказал заместитель главного исследователя CRISM Элманн.

Минералы соли были впервые обнаружены 14 лет назад орбитальным аппаратом НАСА «Марс Одиссей», запущенным в 2001 году. MRO, оснащенный приборами с более высоким разрешением, чем Odyssey, был запущен в 2005 году и с тех пор изучает соли, среди многих других особенностей Марса. Оба находятся в ведении Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.